Статья

МиГ пролетел мимо Индии

Читать на сайте 1prime.ru

.

Среди компаний, проигравших тендер, оказались также американские Boeing Co. и Lockheed Martin, пишет сегодня "Коммерсантъ". Поражение РФ фактически означает, что МиГ-35 не получат и российские ВВС, так как данных самолетов есть только несколько штук, а их серийное производство еще не начато.

Стоит напомнить, что это не первая неприятность России в рамках зарубежных контрактов с МиГами. Четыре года назад Алжир решил вернуть нам 15 штук МиГ-29, заявив, что у самолетов есть масса недостатков. Правда, тогда эксперты не исключили и политической составляющей этого скандала, - мол, французы решили перебить российские контракты. Беспрецедентная ситуация с российскими самолетами в Алжире совпала с резкой активизацией на африканском направлении нового президента Франции Николя Саркози. Среди прочего, он активно продвигает на севере Африки французские истребители Rafale, конкурирующие с российскими МиГами. Кстати, те же французы, как видим, и в Индии нас обыграли.

Между тем, в Дели дают понять, что россияне проиграли тендер исключительно по своей вине. В письме, с помощью которого министерство обороны Индии 28 апреля оповестило "Рособоронэкспорт" и РСК МиГ об итогах тендера, содержится 14 пунктов, посвященных недостаткам российского самолета. Одна из претензий касается двигателей.

При этом представители оборонного военно-промышленного комплекса РФ были уверены в победе России. Индийские эксперты ранее высоко оценивали шансы МиГ-35, который не только значительно дешевле, чем самолеты конкурентов, но и прошел проверку в реальных боевых действиях.

Что касается американских Boeing и Lockheed, то их шансы выглядели менее предпочтительными из политических соображений: в случае с США те или иные виды вооружений могли через некоторое время попасть под санкции. Посол Соединенных Штатов в Дели Тимоти Ремер заявил, что США "глубоко разочарованы итогами тендера", а затем подал в отставку.

Отметим, что в последнее время Индия подписала с Россией несколько крупных оборонных контрактов: в частности, на авианосец "Адмирал Горшков" и группировку самолетов МиГ-29К для него, на фрегаты и аренду атомной подводной лодки. Кроме того, Индия и РФ намерены совместно создать крылатые ракеты BrahMos, истребитель пятого поколения и новый транспортный самолет MTA.

Как сказал ПРАЙМ-ТАСС ответственный редактор газеты "Независимое военное обозрение" Виктор Литовкин, есть несколько причин, почему Россия проиграла тендер на поставку МиГов в Индию. "Во-первых, Индия делает ставку на дифференцирование поставок оружия. Несколько лет назад даже был принят соответствующий закон. Сейчас порядка 80 проц оружия в этой стране советско-российского производства. В Дели решили, что неправильно и опасно зависеть от одного поставщика, ведь ремонт, модернизация также упираются в Россию. Поэтому индусы взяли курс на приобретение того же французского оружия", - говорит он. "При этом истребители Rafale ничем не лучше наших МиГов по техническим характеристикам, - добавляет В.Литовкин. - Но стоит напомнить, что те же индусы ранее ставили нас в известность о том, что у них есть замечания по двигателям, а также антенному комплексу на МиГ-35 и просили эти замечания устранить. Однако наши специалисты, по всей видимости, не придали этому значения, полагая, что Индия как давний партнер все равно купит наши истребители. Я не исключаю, что требования не выполнили не только из-за высокомерия, но и из-за банальной лени".

"Кстати, на аэрошоу в Индию мы - единственные из всех участников тендера по средним многоцелевым истребителям - не прислали своих МиГов -35. То ли думали, что все равно индусы их купят, то ли уже понимали, что конкурс, скорее всего, проигран и зачем тогда гонять технику и тратить деньги на этот показ", - продолжает В.Литовкин. По его мнению, "никакой трагедии из того, что мы проиграли тендер в Индии, делать не следует. И все же – это тревожный звонок, который еще показывает, что российские военные предприятия плохо работают в условиях рынка и конкуренции". "Спекулировать на том, что МиГ-35 не поступит в российские ВВС, не следует. Ведь в последнее время акцент сделан на производство для внутренних нужд "сушек", страна большая, нужны тяжелые бомбардировщики, те же Су-35. Кстати, последние уже давно хочет покупать Бразилия, правда, тендер несколько раз срывался по вине самих бразильцев. А МиГи мы может, например, пристроить Венесуэле", - говорит В.Литовкин. При этом он не исключает, что "может быть принято решение о том, что нам нужно сконцентрироваться на производство только одного самолета, тех же Су. Но для этого нужно политическое решение руководства страны".

Обсудить
Рекомендуем