"Он нам сейчас сказал, что его расписал правоохранительным органам для исследований. При этом президент уточнил, что уже дал все необходимые поручения до этого в связи с нашей экспертизой объединить все дела и еще раз все проверить", - сказала Панфилова журналистам. В частности, отметила она, доклад поступит в Следственный комитет и в прокуратуру.
По словам Панфиловой, экспертиза совета начинается с того, что дело Магнитского рассматривается в разрыве, отдельно по разным направлениям - отдельно хищение, отдельно смерть юриста. "Мы считаем, что это надо рассматривать в совокупности", - подчеркнула она. "Глава государства сказал, что доклад можно опубликовать хоть сейчас, он будет в доступности, поскольку это не секретный документ, а общественная экспертиза... А , во-вторых, он дал роспись на этом документе - в Следственный комитет и прокуратуру, все это отправить для их рассмотрения", - сообщила член совета.
Касаясь самой экспертизы, она сказала: "Наше предположение, что, безусловно, главная вещь, которую мы говорим - существовал конфликт интересов. По какой-то неведомой причине люди, которых задолго до этого Магнитский обвинял в причастности к одному преступлению, каким-то образом были включены в следственные группы и в группы по оперативному сопровождению его собственного дела. Такого не может быть".
Правозащитница также затронула темы процессуальных нарушений в деле Магнитского и медицины в СИЗО. "Также выделены все процессуальные нарушения, когда и судами, и людьми, которые готовили материалы для судов, предоставлялись документы, которые с правовой точки зрения крайне сомнительны. Третья часть касается медицины, того, что происходило в тюрьме. Тут у нас тоже однозначные выводы о том, что недопустимая жесткость, связанная с содержанием, непредставлением медицинской помощи непосредственно в последний день, перед смертью Сергея", - сказала Панфилова. При этом она не стала отвечать, что это - халатность или личная заинтересованность, отметив, что здесь должно разобраться следствие.
По ее словам, также президент подчеркнул, что считает трагедией, что погиб человек, но при этом обращает внимание, что таким же образом погибает много людей и что проблему надо решать системно.
Магнитский, обвинявшийся в уклонении от уплаты налогов с организации, скончался в СИЗО "Матросская тишина" 16 ноября 2009 года. Его смерть вызвала большой общественный резонанс. Президент РФ Дмитрий Медведев поручил разобраться в этом деле правоохранительным органам и совету по правам человека при главе государства с участием экспертов. Как сообщил во вторник председатель совета Михаил Федотов, выводы проведенной советом экспертизы по делу Магнитского совпадают с выводами Следственного комитета /СК/ РФ. В понедельник официальный представитель СК Владимир Маркин заявил, что по результатам судебно-медицинского исследования, смерть Магнитского связана с неоказанием ему своевременной медпомощи. Он добавил, что в ближайшее время следствие планирует привлечь к уголовной ответственности лиц, допустивших выявленные нарушения.
По версии следствия, в сентябре-октябре 2007 года Магнитский вместе с сообщниками при помощи мошенничества с налоговыми декларациями похитил из госбюджета 5,4 миллиарда рублей. Инвестфонд Hermitage, на который работал Магнитский, в свою очередь, утверждает, что 5,4 миллиарда рублей налогов, уплаченные государству его компаниями, украли рейдеры, а к коррупционной сделке причастны сотрудники правоохранительных органов. С кражей этих денег фонд и связывает уголовное преследование Магнитского. Впоследствии два из шести фигурантов дела были приговорены к заключению, остальные, в том числе Магнитский, скончались. По данным Генпрокуратуры, смерть 37-летнего Магнитского наступила от сердечно-сосудистой недостаточности. Было возбуждено дело по части 2 статьи 124 УК РФ /неоказание помощи больному/ и части 2 статьи 293 УК РФ /неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе/. Адвокат Магнитского утверждает, что он и сам Магнитский неоднократно просили провести обвиняемому медицинское обследование, чтобы установить, может ли юрист находиться в условиях следственного изолятора по состоянию здоровья.