"Мы понимаем, что прошедшие кризисный и послекризисный годы серьезно усугубили проблемы страховщиков, главная из которых – низкое качество активов, вплоть до полного их отсутствия. Страховых случаев меньше не стало, платить некоторым компаниям по-прежнему нечем, а надзор заставляет осуществлять выплаты и реально их контролирует ", - отметил в беседе с агентством ПРАЙМ А.Коваль.
Так, по его словам, рост числа жалоб на участников рынка более чем показателен. Если в 2007 г граждане обратились в службу 8 тыс раз, то уже в 2009 г число жалоб превысило 30 тыс, и благодаря работе службы по выстраиванию контроля над компаниями немного снизилось в 2010 г. "Это и есть свидетельство финансовых проблем страховщиков, и кризиса неплатежеспособности удалось избежать только благодаря жестким, иногда предельно жестким мерам надзорного органа", - подчеркивает А.Коваль.
По его словам, углубленный анализ состояния активов страховщиков позволил выявить их природу и определить, что значительная часть из них является фиктивной. "Счет пошел уже на десятки миллиардов рублей, и мы допускаем, что эта цифра может вырасти еще на порядок, - говорит А.Коваль. - Но это не вызвало интереса ни у кого, кроме самих сотрудников надзора. А ведь когда-то это были реальные деньги, которые трансформировались в ничто". Отвечая на вопрос ПРАЙМа, о том, кто из страховщиков склонен к подобным операциям, А.Коваль отметил, что среди участников рынка, использующих в своих операциях фиктивные активы, есть даже компании из числа пятидесяти крупнейших, несущих на себе основную нагрузку и генерирующих почти 90 проц премии.
На вопрос ПРАЙМа, связаны ли как то факты выявления фиктивных активов с активизацией правоохранительных органов, глава службы отметил, что Росстрахнадзор практически ежедневно получает пачки писем из Генеральной прокуратуры, МВД и других следственных органов с жалобами на страховщиков. "Однако, видимо из страха страховщиков потерять деньги и бизнес, и многие сотрудники службы получали и получают недвусмысленные угрозы. Оттого и компании активизировали деятельность в обратный адрес. Например, мы знаем, что за прошлый год из общего объема жалоб в более чем 30 тыс обращений, два поступивших обращения были направлены самими страховщиками на Росстрахнадзор", - добавил он.
"Текущий год не менее сложный для страхового рынка, и пусть мы до сих пор не получили в свое распоряжение приказ о правилах формирования резервов и качестве активов /приказ 149 Н Минфина/, которыми они формируются /Должен был быть подготовлен Минфином до 1 июля 2011 г, однако заблокирован возражениями ФАС, которая считает что он нарушает права малых банков на конкуренцию. Однако согласовательная комиссия по нему до сих пор не назначена – прим. ред./, мы прекрасно понимаем, что число жалоб на компании сильно не уменьшается. А, значит, и надзор за участниками рынка не должен ослабевать, чему, понятно, недобросовестные страховщики будут не рады ", - считает А.Коваль, добавляя, что после ожидает обострения ситуации с жалобами в адрес ФССН после введения приказа 149Н.
"Знаете, мы, наверное, даже не удивлены такой реакцией страховщиков, - говорит А.Коваль. - Ведь за прошедшие два года служба последовательно и системно применяла санкции ко всем страховщикам, вплоть до отзыва лицензий, причем независимо от их величины и авторитета. Кроме того, мы успешно смогли переломить тренд с отмывочными схемами в страховании жизни и перестраховании, и теперь в числе крупнейших компаний не бывает, как это было ранее, 9 из 10 никому неизвестных страховщиков, выросших как на дрожжах всего за два-три квартала, а потом исчезающих в никуда. Понятно, что реализуя свои надзорные обязанности, мы не могли кому-то не перейти дорогу, и не испортить криминальный бизнес".