Статья

Благотворительный рост

Читать на сайте 1prime.ru

.

Аналитики "Ренессанс Капитала" и Российской экономической школы /РЭШ/ пересмотрели прогноз по росту ВВП на 2011-й год, повысив его с 3,5 проц до 4,6 проц. /Официальный прогноз роста ВВП РФ Минэкономразвития на 2011 год составляет 4,2 проц./

По мнению экспертов "Ренессанс Капитала" и РЭШ, рост российской экономики может составить 5 проц во втором квартале и ускориться до 5,8 проц в третьем квартале к соответствующим периодам 2010 года. В первом квартале рост российской экономики, согласно первоначальной оценке Росстата, составил 4,1 проц к соответствующему периоду прошлого года.

Пересмотр прогноза роста ВВП России в третьем квартале в сторону повышения был обусловлен восстановлением промпроизводства и положительной динамикой инвестиций в основной капитал, указывают аналитики. При этом в первые четыре месяца 2011 года наблюдался достаточно слабый рост инвестиций в связи с ростом ставок страховых взносов, что "негативно повлияло на склонность малого и среднего бизнеса к инвестициям". Потребительский же спрос остается сильным, о чем свидетельствует динамика розничной торговли за последние месяцы.

В свою очередь в компании ФБК обеспокоены объемом социальных расходов, указывая на тот факт, что в Европе складывается совершенно иная ситуация. В России в предкризисном 2007 году социальные расходы составляли 25,1 проц консолидированного бюджета, в 2009 году – уже 29,4 проц, а в 2011 году этот показатель должен составить 39,7 проц, подсчитали аналитики.. По 27 странам ЕС накануне кризиса этот показатель был на уровне 38,9 проц, в 2009 году – 39,5 проц. В 2011 году он должен составить примерно столько же.

Российский показатель, на который вышли аналитики ФБК, если сравнивать с отдельными странами ЕС, не является рекордным. Такие показатели имеют наиболее высокоразвитые страны: Германия – 45,6 проц, Дания – 43,5 проц, Люксембург – 42,6 проц, Финляндия – 42,5 проц/.

Однако российский показатель уже заметно выше, чем показатели стран примерно одного с Россией уровня экономического развития, указывает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев "Высокоразвитые страны могут себе позволить более высокую долю расходов на социальные нужды, - говорит он. - Менее развитые страны ввиду меньшей эффективности их экономик относительно ограничены в таких тратах".

И.Николаев считает, что беспрецедентный рост государственных социальных обязательств представляет большой риск для устойчивого экономического развития – с учетом того, что Резервный фонд Российской Федерации в период с марта 2009 года по июль 2011 года уменьшился в 6,5 раз. Кроме того, стоит учитывать значительную вероятность снижения мировых цен на нефть. А социальные обязательства, кстати, невозможно отменить. Россия стремительно превращается в "страну-собес", - делают вывод эксперты ФБК.

Ранее обеспокоенность этой же проблемой роста социальных расходов выразил ректор Российской академии народного хозяйства и госслужбы Владимир Мау на совещании по стратегии социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. По его мнению, гарантированные доходы федерального бюджета в ближайшие 10 лет составят около 18-19 проц ВВП при сохранении среднегодовой цены на нефть на уровне 70 долл за баррель. Однако, по словам В.Мау, многие эксперты считают, что средняя многолетняя цена будет ближе к 50 долл за баррель.

По его оценкам, текущие расходные обязательства федерального бюджета составляют около 20 проц ВВП и на ближайшие 3 года ситуация останется достаточно понятной и стабильной. "Но, если мы на это наложим объявленный рост расходов на Вооруженные силы…это даст еще 5-5,5 проц ВВП и необходимые расходы на инновационное развитие – 3-4 проц ВВП, то "вылетаем" в 27-28 проц ВВП дефицита федерального бюджета", - сказал В.Мау. Он добавил, что эти расчеты не учитывают еще необходимый трансферт для покрытия дефицита Пенсионного фонда РФ.

По мнению В.Мау, есть возможность рассмотреть варианты рационализации еще не принятых, но обещанных бюджетных обязательств, а также рассмотреть возможность сокращения не первоочередных расходов бюджета.

Обсудить
Рекомендуем