"Конечно, мы должны двигаться к тому, чтобы взаимное признание дипломов было обеспечено. Россия сейчас находится в рамках Болонского процесса, и наше высшее образование, а также аспирантура по окончании соответствующих университетов, уже двигаются вместе с другими государствами, которые участвуют в этом процессе", - сказал Медведев.
Он отметил, что Россия сейчас сохраняет два трека движения в сфере образования: "образование, которое идет в рамках так называемого специалитета, то есть образование традиционное, классическое для Российской Федерации, и образование в рамках Болонского процесса, в рамках магистратуры и бакалавриата". "Поэтому на будущее нам нужно обязательно договориться о том, каким образом будет осуществляться приравнение дипломов просто потому, что эти два трека сохраняются", - сказал российский президент.
Говоря об ограничениях, которые накладывает отсутствие взаимного признания дипломов, Медведев привел в пример себя. Он отметил, что в начале форума, когда шло представление участников, многие из них были названы в соответствии с научной степенью "доктор". "А я кандидат несчастный, поэтому обо мне так не сказали. Вот, пожалуйста, наглядная демонстрация того, что отсутствие взаимного признания дипломов является поводом для ограничений", - шутливо посетовал президент России.
"Я теперь могу обращаться к моему коллеге господину Медведеву "кандидат", это тоже интересное обращение", - ответила канцлер ФРГ Ангела Меркель. Она также отметила необходимость продвинуться вперед в сфере признания дипломов.
"И на правительственном уровне мы обратимся к нашим министрам с поручением, министры науки и образования находятся здесь, и нам нужно подчеркнуть, что это состояние - не конечное, и оно нуждается в быстром улучшении", - сказала Меркель.
При этом она напомнила, что когда Германия была разделена на две страны, в ГДР академические степени Советского союза признавались.
Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. 19 июня 1999 года в Болонье /Италия/ на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию "Зона европейского высшего образования", или Болонскую декларацию. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран.
Болонский процесс, в частности, предусматривает переход на двухуровневую систему высшего образования - обучение студентов четыре года в бакалавриате, а затем еще два года в магистратуре; введение в вузах общей системы зачетных единиц /credit system/ вместо системы зачета часов; мобильность педагогов и студентов. Предполагается также, что дипломы отечественных вузов и европейских университетов должны быть уравнены в правах, тогда россиянам не придется сдавать дополнительные экзамены для легализации документа об образовании на Западе.