Закон направлен на совершенствование налогообложения НДС и устранение противоречий, возникающих на практике при применении отдельных положений главы 21 Налогового кодекса.
Объектом налогообложения НДС предлагается не признавать передачу на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
Одновременно уточняется, что освобождаются от НДС: услуги по предоставлению в аренду спортивных сооружений для проведения, включая подготовку для целей проведения, данных мероприятий; услуги застройщика на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" /за исключением услуг застройщика, оказываемых при строительстве объектов производственного назначения, к которым относятся объекты, предназначенные для использования в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг; операции по реализации товаров, работ, услуг производимых и реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 проц, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 проц.
Кроме того, от НДС освобождаются работы /услуги/ по сохранению объекта культурного наследия /памятника истории и культуры/ народов РФ, включенного в единый госреестр объектов культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающие в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.
От НДС предполагается освободить оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и /или/ политических рисков. Страховые взносы по добровольному страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и /или/ политических рисков будут включаться в состав расходов на обязательное и добровольное имущественное страхование, что позволит уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Закон закрепляет применение нулевой ставки НДС при реализации товаров /работ, услуг/ для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории России, на основании положений международных договоров, предусматривающих освобождение от НДС. Перечень таких организаций будет определять МИД России совместно с Минфином России.
Нулевую ставку НДС также предполагается применять в отношении оказываемых организациями или индивидуальными предпринимателями услуг по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды /в том числе лизинга/ железнодорожного подвижного состава и /или/ контейнеров для осуществления услуг по перевозке или транспортировки железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию РФ, с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза /ТС/, в том числе через территорию иностранного государства-члена ТС или с территории государства-члена ТС на территорию другого иностранного государства, в том числе являющегося членом ТС. Одновременно нулевую ставку предлагается применять и в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основе договора транспортной экспедиции при организации услуг по такой перевозке или транспортировке. Данная льгота не распространяются на услуги, оказываемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте.
Для российских перевозчиков на железнодорожном транспорте предполагается применять нулевую ставку НДС при выполнении /оказании/: работ /услуг по перевозке или транспортировке товаров вывозимых с территории РФ на территорию государства - члена ТС и работ /услуг/, непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой данных товаров, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку товаров; работ /услуг/ по перевозке или транспортировке товаров, перемещаемых через территорию РФ с территории иностранного государства, не являющегося членом ТС, в том числе через территорию государства - члена ТС, или с территории государства - члена ТС на территорию другого иностранного государства, в том числе являющегося членом ТС, и работ /услуг/, непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой данных товаров, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку товаров.
Законом уточняются вопросы, связанные с постановкой на учет в налоговом органе, местом реализации товаров, работ /услуг/, порядком определения налоговой базы при реализации товаров /работ, услуг/, особенностями определения налоговой базы налоговыми агентами, порядком подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по нулевой ставке НДС, восстановлением НДС, предоставлением банковской гарантии при заявительном порядке возмещения НДС, порядком отнесения сумм НДС на затраты по производству и реализации товаров /работ, услуг/, порядка учета средств, выделяемых в виде субсидий на поддержку кинематографии, образования и высокотехнологичных производств.
В частности, устанавливается, что при реализации на территории РФ имущества и /или/ имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ банкротами, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждой операции по реализации такого имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели данного имущества и /или/ имущественных прав, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Данные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые предоставляют в пользование воздушные, морские суда или суда внутреннего плавания по договору аренды /фрахтования на время/ с экипажем, не признается территория РФ, если данные суда используются за ее пределами для добычи /вылова/ водных биоресурсов и /или/ научно-исследовательских целей либо перевозок между пунктами, находящимися за пределами территории РФ.
Местом реализации работ /услуг/ предлагается признать территорию РФ, если услуги по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа по территории РФ оказываются российскими организациями.
Территорию РФ также предлагается признать местом реализации работ /услуг/, если выполнение работ, оказание услуг осуществляются в целях геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на участках недр, расположенных полностью или частично на континентальном шельфе и /или/ в исключительной экономической зоне РФ. Данная норма будет распространяться на работы /услуги/: выполняемые /оказываемые/ на участках континентального шельфа и /или/ в исключительной экономической зоне РФ, по созданию, доведению до состояния готовности к использованию /эксплуатации/, техническому обслуживанию, ремонту, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению /иным работам капитального характера/ искусственных островов, установок и сооружений, а также иного имущества, расположенного на континентальном шельфе и /или/ в исключительной экономической зоне РФ; по добыче углеводородного сырья; по подготовке /первичной обработке/ углеводородного сырья; по перевозке и /или/ транспортировке углеводородного сырья из пунктов отправления, находящихся на континентальном шельфе РФ и /или/ в исключительной экономической зоне РФ, а также работы /услуги/, непосредственно связанные с такой перевозкой и /или/ транспортировкой, выполняемые /оказываемые/ российскими и /или/ иностранными организациями.
В целях упрощения порядка подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС и уменьшения количества представляемых налогоплательщиками в налоговые органы документов предлагается исключить из перечня документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения правомерности применения нулевой ставки выписки банка /ее копии/, подтверждающей фактическое поступление выручки от реализации этих товаров /работ, услуг/.
Одновременно исключается требование о наличии у банка зарегистрированного уставного капитала банка в размере не менее 500 млн руб при предоставлении банковской гарантии налогоплательщику, имеющему право на применение заявительного порядка возмещения НДС. При этом сохраняются остальные требования, в том числе о наличии у банка собственных средств /капитала/ в размере не менее 1 млрд руб.
Налогоплательщики, имеющие право на применение заявительного порядка возмещения НДС, должны представить в налоговый орган банковскую гарантию не позднее срока, предусмотренного для заявления о применении такого порядка, т.е. не позднее 5 дней со дня подачи налоговой декларации. Не позднее дня следующего за днем направления налогоплательщику, предоставившему банковскую гарантию, сообщения об отсутствии выявленных при проведении камеральной налоговой проверки нарушений законодательства о налогах и сборах, налоговый орган обязан направить в банк, выдавший банковскую гарантию, письменное заявление об освобождении банка от обязательств по банковской гарантии.
В случае приобретения банками товаров, в том числе нематериальных активов, имущественных прав, которые в дальнейшем реализуются ими до начала использования для осуществления банковских операций, для сдачи в аренду или до введения в эксплуатацию, суммы НДС, предъявленные банкам при приобретении таких товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, будут учитываться в их стоимости. Данной новеллой смогут воспользоваться банки, применяющие порядок учета НДС, позволяющий им включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам.
Перечень случаев, в которых подлежат восстановлению ранее принятые к вычету суммы НДС, дополняется случаями изменения в сторону уменьшения цен /тарифов/ на товары /работы, услуги/, с одновременным установлением порядка восстановления этих сумм налога, а также сумм налога по строительно-монтажным работам и по товарам /работам, услугам/, приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ при проведении модернизации /реконструкции/ объектов недвижимости, приводящей к изменению их первоначальной стоимости.
Законом уточняется порядок налогообложения НДС при реализации товаров /работ, услуг/, имущественных прав по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах, в случае, если оплата отгруженных товаров /выполненных работ, оказанных услуг/, переданных имущественных прав получена продавцом в сумме, отличной от суммы, определенной на дату отгрузки товаров /выполнения работ, оказания услуг/, передачи имущественных прав. При этом суммовые разницы, возникающие на дату получения полной оплаты, предлагается учитывать в составе внереализационных доходов или расходов.
При вывозе с территории РФ товаров в целях завершения специальной таможенной процедуры акциз не уплачивается.
За повторную выдачу свидетельства о постановке на учет в налоговом органе устанавливается госпошлина в размере 200 руб.
Кроме того, предусмотрена возможность предоставления налоговыми органами в электронном виде налогоплательщикам, плательщикам сборов или налоговым агентам по их запросам справок о состоянии расчетов данных лиц по налогам, сборам, пеням и штрафам. Заявление о постановке на учет /снятии с учета/, свидетельство /уведомление/ налогового органа о постановке на учет /снятии с учета/ также может передаваться в электронном виде. При этом они должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью.
Закон должен вступить в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением положений, для которых установлены иные сроки.