"Охрана окружающей среды" входит в список первоочередных программ Москвы на 2012-2016 годы. Проект программы, разработанный в марте 2011 года, предусматривает меры по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, снижению негативного воздействия автотранспорта на окружающую среду, санитарной очистке водоемов, созданию новых озелененных зон, развитию особо охраняемых природных территорий.
Между тем ранее некоторые специалисты-экологи, представители РАН и Всемирного фонда дикой природы, отрицательно отозвались об этой программе, заявив, что она опасна для окружающей среды и не улучшит экологическую обстановку в городе. Одним из пунктов критики стало то, что на улучшение качества воздуха предусмотрено лишь 0,04% от бюджета программы, а 70% средств планируется выделить на застройку охраняемых природных территорий города, парков и скверов под видом повышения рекреационной привлекательности.
ПРИНЯТИЕ ПРОГРАММЫ НЕОБХОДИМО
Со своей стороны, член Общественного совета департамента природопользования Москвы и заместитель директора Института физики атмосферы имени Обухова Александр Гинзбург заверил, что беспокойство по поводу того, что львиная доля средств будет направлена на превращение охранных территорий в парки культуры и отдыха, не имеет под собой оснований.
"Просто из-за бюрократических особенностей все зеленые насаждения идут в одном разделе, однако внутри этого пункта прописано, что в каждом случае будет делаться. Вообще, превращение особо охраняемых территорий в парки отдыха и рекреации - это противоречит закону, и я тоже против этого. Но это и не предусмотрено программой, просто эти эксперты заранее бьют в колокола, но лично я такой угрозы не вижу", - пояснил Гинзбург в беседе с РИА Новости в четверг.
Он также не согласился с тем, что обсуждение программы прошло "скомкано" и не все смогли высказать свое мнение по поводу изменений в программу.
"Мы начали обсуждения еще в апреле, поэтому я считаю, что непринятие этой программы и неполучение денег из бюджета - это гораздо хуже, чем принятие программы в том виде, в каком она есть сейчас", - уверен Гинзбург.
То, что программа активно обсуждалась, РИА Новости подтвердил и член Общественного совета департамента природопользования Москвы, директор общественного фонда "Столица" Максим Шингаркин.
"Я был на всех заседаниях общественного совета в этом году, и на всех них обсуждались вопросы этой программы. Меня поразило то, что часть лиц, которые сегодня критикуют программу, присутствовали только на одном заседании и никаких предложений по ее изменению вообще не выдвигали", - добавил Шингаркин.
ДЕНЕГ ХВАТИТ
Кроме того, по его словам, в общественную организацию "Столица" поступили десятки звонков и предложений от граждан относительно того, какие меры необходимо включить в программу, так что и общественное мнение здесь было учтено.
"Сейчас наступит зима, и если не принять программу - все затянем. Были обсуждения на общественном совете, который одобрил программу. Так что можно быть уверенным, что жизнь москвичей улучшится, и результатом реализации программы станет улучшение экологической ситуации в столице", - заключил Шингаркин.
Кроме того, Гинзбург прокомментировал вопрос об объеме средств на программу, которых, по оценке некоторых экологов, будет недостаточно.
"Тут очевидно то, что выделяется столько денег, сколько это действительно требуется. Значит, для развития системы нужны именно такие средства, и я не слышал отрицательных отзывов от сотрудников ГПУ "Мосэкомониторинг", которые создали одну из лучших систем экологического мониторинга в мире, что на этот пункт заложено мало денег", - сказал собеседник агентства.
Согласно проекту программы, который опубликован на сайте департамента природопользования Москвы, всего за пять лет на ее реализацию планируется направить более 187 миллиардов рублей.
ВОЗДУХ СТАНЕТ ЧИЩЕ
В свою очередь, руководитель "Мосэкомониторинга" Евгения Семутникова считает, что программой предусмотрено достаточно средств для улучшения качества воздуха. По ее данным, в 2010 году в столице 306 дней были превышены нормативы по загрязняющим веществам вблизи автотрасс.
"И эту задачу надо решать. Например, за счет обновления автомобильного парка города и экологизации транспорта, но ведь это не в компетенции Москвы, а в федеральной компетенции. Все, что можно сделать - в программу заложено. Например, установка дифференцированного транспортного налога в зависимости от экологичности двигателей автомобилей, который ничего не стоит для бюджета", - отметила Семутникова.
Кроме того, добавила она, в 14 районах города периодически фиксируются жалобы жителей на выбросы с производств, и выбросы в этих районах действительно иногда превышают нормы.
"Задача состоит в том, чтобы исключить сверхвыбросы с этих предприятий, и программа предусматривает установку приборов для контроля за выбросами, чтобы видеть их реальные показатели. И делаться это будет за счет самих предприятий в рамках их природоохранных мероприятий, поэтому деньги на это программой и не предусмотрены", - отметила Семутникова.
Согласно проекту программы, сейчас в столице 2,3 тысячи предприятий и 3,7 миллиона транспортных средств, а суммарный выброс загрязняющих веществ в воздух составляет более 1 миллиона тонн в год.
"Если мне еще кто-то расскажет, что еще можно будет сделать для воздуха - мне это интересно. Я считаю, что максимум в этой программе реализовано", - добавила она.