Согласно документу, в 2012 году бюджетные кредиты регионам будут предоставляться на срок до трех лет, цена предоставления средств будет зависеть от цели кредита. В частности, средства для рефинансирования ранее полученных из федерального бюджета кредитов регионам будут предоставляться по ставке в размере двух третьих ставки рефинансирования ЦБ, действующей на день заключения соглашения о предоставлении бюджетного кредита.
Средства на частичное покрытие дефицитов и на покрытие временных кассовых разрывов - по ставке, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБ. По такой же ставке в 2012 году регионы смогут получить из федерального бюджета кредиты на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений на общую сумму до 8 миллиардов рублей.
Кредиты на ликвидацию последствий стихийных бедствий и техногенных аварий будут предоставляться регионам бесплатно.
Ранее Минфин заявлял о планах сократить объемы бюджетных кредитов регионам к 2014 году более чем в шесть раз - до 20 миллиардов рублей с 128,6 миллиарда рублей в 2011 году.
В основных направлениях государственной долговой политики РФ на 2012-2014 годы говорилось о кардинальных изменениях в сфере межбюджетных отношений. Документ предусматривал существенное сокращение объема кредитования региональных бюджетов с перспективой получения субъектами бюджетных кредитов только в связи с чрезвычайными ситуациями. Предусматривалось, что с 2012 года регионы не смогут получить из федерального бюджета кредитов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования.
В результате в ближайшие годы потребности регионов в рыночных заемных ресурсах будут возрастать.
С 1 января 2011 года вступили в силу нормы Бюджетного кодекса РФ, предоставляющие право субъектам возобновить практику внешних заимствований в целях финансирования дефицита бюджета и погашения внешнего долга. Однако это не затронет те субъекты, у которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных лет превышала 5% объема собственных доходов.
Еще одно ограничение состоит в том, что субъекты вправе осуществлять внешние облигационные займы при условии получения рейтингов от не менее чем двух ведущих международных рейтинговых агентств.
Таким образом, потенциально в 2011 году возможен выход на международный рынок капитала только шести субъектов РФ: Москвы, Санкт-Петербурга, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Башкирии. При этом возможный объем внешних заимствований этих субъектов не превысит 198 миллиардов рублей.
По данным Минфина, последние пять лет объем государственного долга субъектов РФ ежегодно увеличивался, в среднем на 25%. К началу 2011 года его консолидированная сумма превысила 1 триллион рублей, при этом максимальный рост – более 48% - пришелся на кризисный 2009 год.
По состоянию на 1 января 2011 года госдолг регионов составил 1,105 триллиона рублей, или 2,4% ВВП, в том числе внешний госдолг субъектов – 32 миллиардов рублей (1,1 миллиарда долларов), или менее 0,1% ВВП.
Доля бюджетных кредитов в структуре долга по состоянию на 1 июня 2011 года достигла почти 37%, увеличившись по сравнению с началом 2009 года более чем в пять раз и в значительной степени заместив задолженность по ценным бумагам (снижение на 8,7%), банковским кредитам (снижение на 11%) и государственным гарантиям субъектов (снижение на 10,3%).