Наиболее вероятные меры, которые могут быть объявлены сегодня: изменение структуры облигационного портфеля ФРС в сторону увеличения среднего срока погашения; понижение ставки, которую ФРС платит банкам по добровольным резервам /текущая 0.25%/; и повышение целевого уровня инфляции. Увеличение объема портфеля ФРС считается маловероятной мерой.
Сегодня стало известно, что члены республиканской партии сенатор МакКоннел и спикер Палаты Представителей Бэйнер написали письмо Бернанке, в котором призвали его воздержаться от монетарного смягчения, чтобы избежать “дальнейшего ущерба” экономке.
Они заявили, что американцы имеют причины для “скепсиса” по отношению к планам Бернанке, особенно относительно покупок бондов на баланс ФРС /количественного смягчения/.
Действительно, после того как в 1-ом квартале экономика США показала рост в 0.4%, а во 2-ом на уровне 1.0%, формально можно засомневаться в эффективности проведенного QE-2. Однако, если бы не второй раунд смягчения, кто бы тогда покупал казначейские облигации вместо ФРС, и на каких бы уровнях сейчас находились бы доходности облигаций США?
А ведь уровень доходности, по которому привлекается Казначейство, влияет на расходы бюджета по статье “процентные выплаты” и в феврале только эта статья составила 23.9 млрд. долл. или 11.8% от всех доходов бюджета.
При том, что сама разница между доходами бюджета и расходами /дефицит бюджета/ составила 134 млрд. долл. Думается, что сами республиканцы прекрасно понимают, что без количественного смягчения поддержать расходы бюджета на высоком уровне для стимулирования экономики было и будет нельзя, и подобные письма не более чем игра на публику. При этом публике не стоило бы забывать, что именно республиканцы блокируют все попытки демократов повысить налоги на богатых американцев и за счет этих средств попытаться снизить уровень безработицы.
В условиях, когда бюджету денег взять неоткуда, денежная эмиссия является единственным способом финансирования бюджета. И тот факт, что это приведет к инфляции, кажется, волнует общество все меньше.
Главный экономист JPMorgan Chase & Co. Майкл Фероли подсчитал, что ориентируясь на прошлую историю реакций ФРС на уровень безработицы, при текущем уровне безработицы уровень целевой процентной ставки ФРС за вычетом стержневой инфляции должен находиться на уровне -5.1%, а не на текущих -1.3%. Поскольку ставку снижать больше нельзя, она и так почти на нуле, для снижения уровня безработицы надо поднять инфляцию /получается, что на 2.8%/. Считается, что повышение инфляции приведет к росту расходов населения и это понизит уровень безработицы /в экономической теории этот эффект описывается так называемой 'кривой Филлипса’/.
Вряд ли ФРС может позволить себе бездействовать в текущей ситуации. Судя по ежемесячным заявкам по безработице, рост ВВП в 3-ем квартале будет где-то на тех же уровнях, что и в первых двух кварталах, то есть весьма слабым, недаром вчера МВФ понизил прогноз по росту экономики США до 1.5% на этот год. Да и рынки нуждаются в поддержке - нет сомнений, что обвал на фондовых рынках может спровоцировать новый кризис по образцу 2008 года, а рынок недвижимости в США и так находится в “коматозном” состоянии, он “не приходил в себя” с 2008 года.
Поэтому мы полагаем, что ФРС сегодня вынуждено будет так или иначе, но заметно смягчить монетарную политику, что приведет к падению доллара".