МОСКВА, 21 сен - ПРАЙМ. Правительство РФ на заседании в среду одобрило проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов", сообщила журналистам замминистра финансов Татьяна Нестеренко на брифинге по итогам заседания.
Согласно законопроекту, дефицит бюджета РФ в 2012 году составит 869,2 миллиарда рублей (1,5% ВВП), в 2013 году - 1,005 триллиона рублей (1,6% ВВП), а в 2014 году - 478,5 миллиарда рублей (0,7% ВВП).
Прогнозируется, что общий объем доходов федерального бюджета в 2012 году составит 11,789 триллиона рублей, расходов - 12,658 триллиона рублей. В 2013 году доходы бюджета ожидаются на уровне 12,715 триллиона рублей, а расходы - 13,720 триллиона рублей, в 2014 году - 14,101 триллиона и 14,580 триллиона рублей соответственно.
ДИНАМИКА ДОХОДОВ
Минфин прогнозирует снижение доходов федерального бюджета до 20,1% ВВП в 2012 году с 20,7% ВВП в 2011 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 19,5% ВВП. Такая динамика обусловлена ожидаемым уменьшением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 10,2% ВВП в 2011 году до 8,5% ВВП в 2014 году при параллельном увеличении ненефтегазовых доходов - с 10,5% ВВП в 2011 году до 11,0% ВВП в 2014 году.
Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2012-2014 годах обусловлено уменьшением цены на нефть и налогооблагаемых объемов экспорта нефти и нефтепродуктов, а также тем, что курс доллара к рублю и налогооблагаемые объемы нефтедобычи будут расти медленнее, чем ВВП.
Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2012-2014 годах связано, в основном, с прогнозируемым ростом поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам. Всего изменения налогового законодательства увеличат доходы федерального бюджета в 2012 году на 198,1 миллиарда рублей (0,3% ВВП) в 2013 году - на 263,6 миллиарда рублей (0,4% ВВП), в 2014 году - на 419,5 миллиарда рублей (0,6% ВВП).
Дефицит федерального бюджета будет покрываться преимущественно за счет госзаимствований и средств, поступающих от приватизации госактивов.
В 2012-2014 годах российские власти планируют перейти к восстановлению использованных в период кризиса средств Резервного фонда и его пополнению за счет дополнительных нефтегазовых доходов. Средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) в 2012-2014 годах планируется использовать только в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан.
РАСХОДНЫЕ СТАТЬИ
Как говорится в материалах правительства, на изменение расходной части бюджета повлияли такие решения, как передача с 2012 года финансового обеспечения полиции в федеральный бюджет, индексация на 6% денежного довольствия военнослужащих с 1 апреля 2012 года, стипендий для обучающихся в вузах с 1 сентября 2012 года, фондов оплаты труда работников федеральных госучреждений, зарплаты судей и прокурорских работников, федеральных госслужащих с 1 октября 2012 года.
Также изменения связаны с тем, что будут компенсироваться выпадающие доходы соцфондов с учетом снижения на 2012-2013 годы ставки страховых взносов с 34% до 30% (с установлением ставки в 10% для зарплат свыше 512 тысяч рублей в год в 2012 году и 573 тысяч рублей в 2013 году), а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20%. На компенсацию выпадающих доходов в связи со снижением страховых взносов предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета в 2012 году на сумму 270,5 миллиарда рублей, в 2013 году - 317,4 миллиарда рублей.
Кроме того, будет проведена индексация с 1 января 2012 года на 6%, с 1 января 2013 года на 5,5%, с 1 января 2014 года на 5% расходов на обеспечение выполнения функций федеральных госорганов и обеспечение деятельности федеральных госучреждений, в том числе на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих.
Вместе с тем по ряду направлений предполагается снижение объема расходов федерального бюджета. Так, сокращение расходов на национальную экономику в 2012 и 2013 годах обусловлено, в основном, сокращением отдельных направлений субсидирования экономики, завершением ряда федеральных целевых программ и объектов капитального строительства, отмечается в документах.
"Снижение объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство обусловлено завершением отдельных мероприятий, в том числе обеспечения военнослужащих служебным и постоянным жильем в 2013 году, ряда федеральных целевых программ, единовременностью субсидии государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", - говорится в материалах.
Уменьшение бюджетных ассигнований федерального бюджета на образование в 2013 и 2014 годах вызвано завершением в 2013 году мероприятий по модернизации региональных систем общего образования, а также передачей с 1 января 2012 года обеспечения деятельности профтехучилищ на региональный уровень в связи с переводом финансового обеспечения полиции на федеральный уровень.
Снижение объема расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2013 и 2014 годах вызвано, в основном, тем, что в рамках проводимой реформы здравоохранения денежные выплаты врачам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медсестрам, медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов и т.д. планируется осуществлять за счет средств обязательного медицинского страхования.
По другим функциональным направлениям расходов федерального бюджета основным фактором уменьшения их объема является завершение отдельных ФЦП и непрограммной части ФАИП при ограничении вновь начинаемых программ, отмечается в материалах правительства.