На самом деле подготовка законопроекта была завершена ведомством еще весной, и в начале лета он был направлен в правительство. Однако по итогам обсуждения в правительстве законопроект отправили обратно в Минфин, поручив проработать вопрос о либерализации тарифов.
Многие ожидали, что документ прольет свет на то, в какой форме будет осуществлена либерализация. Однако Минфин решил ограничиться в законе лишь общими формулировками, что правительство будет устанавливать максимальные и минимальные уровни страховых тарифов. Как пояснили агентству "Прайм" в Минфине, детальный порядок тарификации будет разработан позже. При этом, планируется, что ценовой коридор по ОСАГО вступит в действие через год после принятия данного законопроекта, таким образом, у Минфина будет время, чтобы его детально проработать. С другой стороны, за это время страховой рынок пройдет еще одну процедуру очищения в связи с повышением требований к уставному капиталу и потенциальные банкроты не смогут по бросовым ценам набрать страховой портфель, чтобы впоследствии уйти, не заплатив. Ведь именно этого, как показал опрос "Прайма", и боятся ведущие страховщики ОСАГО.
По словам заместителя генерального директора "РЕСО-Гарантия" Игоря Иванова, на рынке присутствуют страховые организации, основная задача которых - собрать как можно больше денег, а не выполнять обязательства по заключенным договорам. Начальник отдела ОСАГО "РОСНО" Андрей Антохонов отмечает, что при введении минимального тарифа при сегодняшнем состоянии рынка ценовые предложения неизбежно "ссыпятся" к минимальным. Вице-президент по автострахованию "Группы Ренессанс страхование" Федор Воронин уверен, что о либерализации тарифов по ОСАГО можно будет говорить только тогда, когда все участники страхового рынка будут адекватно оценивать свои риски для управления портфелем.
В настоящее время правительство может менять (хотя и не пользуется этим правом так часто) страховые тарифы по ОСАГО раз в полгода, законопроект предусматривает увеличения этого срока до года.
В законопроекте также как и в ОСАГО в общем виде прописана возможность установления минимальных и максимальных тарифов по "зеленой карте". Тарифы устанавливаются российским бюро "Зеленая карта" (РСА) по согласованию с Минфином. Сейчас они, как и в ОСАГО, фиксированы. Ранее президент РСА Павел Бунин заявлял журналистам, что в "зеленой карте" введение ценового коридора является преждевременным из-за непродолжительного опыта работы российских страховщиков в этой системе.
Минфин предложил закрепить в законе предоставление пострадавшему в ДТП права выбора: получить выплату деньгами или отремонтировать свой автомобиль. В первоначальной редакции законопроекта было установлено, что направление на ремонт – это документ, который подтверждает обязанность страховщика оплатить восстановительный ремонт в указанной в нем станции технического обслуживания. Теперь же Минфин предлагает зафиксировать, что в направлении на ремонт также должна быть закреплена обязанность станции техобслуживания произвести такой ремонт.
В документе сохранены ряд важных новаций, о которых уже сообщал "Прайм". Так, предлагается увеличить со 120 до 400 тыс. руб. максимальный размер выплаты по "железу", и со 160 до 500 тыс. руб. при причинении вреда жизни и здоровью пострадавших в ДТП. Значительные изменения претерпит порядок выплаты за причинения вреда здоровью граждан, в частности, предусмотрена фиксированная выплата, которая будет зависеть от характера травмы (сейчас такая схема работает в добровольном страховании от несчастных случаев). Кроме того, расширяется круг лиц, имеющих право на получение выплаты по ОСАГО в случае смерти пострадавшего в ДТП.
В настоящее время, по данным Российского союза автостраховщиков, лишь 4% всех страховых случаев урегулируется без вызова сотрудников ГАИ на место аварии (европейский протокол). Одним из тормозов большего вовлечения граждан в европротокол является ограничение максимальной выплаты в рамках этой системы 25 тыс. руб. Определить "на глазок", во сколько обойдется ремонт поврежденного автомобиля, могут далеко не все, и предпочитают вызвать ГИБДД, чтобы получить возмещение в полном объеме. В законопроекте предлагается сразу в 2 раза – до 50 тыс. руб. увеличить максимальную сумму по европротоколу. Стоит отметить, что Минфин предложил четко установить в законе, что участники, оформившие ДТП без вызова на место аварии сотрудников ГИБДД обязаны по требованию страховой компании предоставить в течение 5 дней свои транспортные средства для осмотра и не имеют право ремонтировать свои автомобили до истечения 15 дней со дня ДТП. Эти нормы направлены на пресечения страхового мошенничества и необоснованных страховых выплат в рамках ОСАГО.
Большинство ДТП происходят при участии двух автомобилей. Сейчас потерпевшие имеют право выбора, в какой страховой компании получить выплату. Они могут обратиться как к страховщику виновника, так и в свою компанию, которая продала им полис (прямое возмещение убытков - ПВУ). В соответствии с поправками, все ДТП в которых причинен вред только имуществу и участвовало 2 автомобиля, будут подпадать под действие системы ПВУ. При этом, как это и происходит в настоящее время, ДТП с большим количеством автомобилей и с пострадавшими, будут рассматриваться только страховыми компаниями виновников ДТП.
По оценке Минфина, введение всех новаций приведет к увеличению тарифов на ОСАГО примерно на 50%, что, вряд ли, порадует автовладельцев. Вместе с тем, по плану законотворческой деятельности правительства законопроект об ОСАГО должен быть внесен на рассмотрение Госдумы в декабре. Таким образом, в лучшем случае он может быть рассмотрен в весеннюю сессию, а с учетом того, что закон за исключением отдельных норм (вышеупомянутый ценовой коридор по ОСАГО) вступает в силу через 90 дней после официального опубликования, как минимум, до второй половины 2012 года система ОСАГО будет работать по старым правилам.