"Россия нуждается в проведении глубоких структурных реформ, направленных на улучшение делового климата в стране, без чего нам не удастся обеспечить решение таких стратегических задач, как диверсификация российской экономики и уменьшение ее зависимости от внешних факторов", - говорится в выступлении Кудрина на заседании Международного валютно-финансового комитета совета управляющих Международного валютного фонда (МВФ) в Вашингтоне 24 сентября, опубликованном газетой "Московские новости".
Период стимулирования роста на основе увеличения бюджетных расходов подходит к концу, отметил Кудрин, и, хотя уровень суверенного долга в РФ остается низким, необходима убедительная среднесрочная программа бюджетной консолидации.
"Для нас такая необходимость объясняется прежде всего большой зависимостью российского бюджета и экономики в целом от колебаний мировых цен на энергоресурсы. Нам также приходится учитывать неблагоприятную демографическую ситуацию, которая заставляет нас накапливать средства для обеспечения пенсионных выплат в будущем", - сказал на заседании тогдашний глава Минфина.
Вице-премьер, министр финансов Кудрин, занимавший этот пост 11 лет, в понедельник, 26 сентября, был отправлен в отставку из-за разногласий с президентом по ряду ключевых вопросов финансовой политики, в частности по поводу расходов на военные цели.
Кудрин отметил, что большую озабоченность вызывает резкое снижение роста во всех развитых странах, сопровождаемое волнениями на финансовых рынках, и это уже привело к пересмотру прогнозов роста в сторону понижения.
"Мы разделяем точку зрения МВФ, что существует немалый риск дальнейшего ухудшения положения дел. При этом у развитых стран осталось не так уж много возможностей противостоять снижению роста при помощи мер фискального и монетарного стимулирования", - сказал Кудрин.
В большинстве стран финансовый кризис 2008–2009 годов сопровождался резким увеличением бюджетных дефицитов и суверенных долгов, напомнил министр. Это происходило не только в связи с наращиванием бюджетных расходов в целях стимулирования роста, но также по причине вызванного спадом сокращения бюджетных доходов. Совсем не случайно новая фаза кризиса уже получила название "кризис суверенных долгов".
"Поэтому для большинства развитых стран наиболее срочная задача — это разработка убедительной среднесрочной программы бюджетной консолидации. Такая программа должна ясно показывать, при помощи каких мер по сокращению бюджетных расходов и увеличению бюджетных доходов страна предполагает обеспечить снижение суверенного долга до приемлемого уровня", - сказал Кудрин, добавив, что главная сложность этой задачи состоит в том, что бюджетная консолидация должна будет осуществляться в течение многих лет и скорее всего в условиях низкого роста в развитых странах.
"Именно чрезмерная озабоченность политиков обеспечением краткосрочного роста и стала одной из главных причин, породивших сегодняшний кризис", - отметил Кудрин.
В США чрезмерная озабоченность обеспечением краткосрочного роста проявлялась прежде всего в частом применении мер монетарного стимулирования - за последние десять лет процентные ставки поддерживались на очень низком уровне, что стимулировало чрезмерный рост частного потребления, а также безответственное поведение банков и других участников финансового рынка, подчеркнул Кудрин.
"Такую модель роста можно назвать моделью одолженного роста — одолженного у будущего. Финансовый кризис привел к падению бюджетных доходов, увеличению бюджетного дефицита и быстрому росту суверенного долга, который уже достиг критической отметки в 100% ВВП", - напомнил Кудрин.
Смена модели роста в США, отметил он, потребует терпения и многолетних усилий, и в преодолении этих трудностей американцам поможет "общая эффективность американской экономики, гибкость и динамизм американских рынков".
Говоря о ситуации в странах еврозоны, Кудрин отметил, что фискальная ситуация в ключевых странах валютного союза и в еврозоне в целом выглядит несколько лучше, чем в США.
"Тем не менее, всем странам еврозоны, в том числе и ключевым странам, также необходима убедительная среднесрочная программа бюджетной консолидации. Уже в ближайшее время этим странам скорее всего потребуется направить значительные бюджетные средства на рекапитализацию европейских банков. Кроме того, предоставление крупных займов периферийным странам еврозоны (Греции, Ирландии, Португалии) повлечет за собой рост условных бюджетных обязательств", - отметил Кудрин.
Главный фактор неопределенности в еврозоне, считает экс-глава Минфина, — отсутствие ясности в самом видении ее конституционного устройства.
"Изначально в рамках договора о валютном союзе (Маастрихтское соглашение) предполагалось, что каждая из присоединившихся стран будет обладать полным суверенитетом и нести всю полноту ответственности в бюджетной сфере.
Однако участники финансовых рынков издавна подвергали сомнению достоверность этих положений, поскольку вплоть до финансового кризиса продолжали покупать облигации всех стран еврозоны по низким процентным ставкам, не считая рисков и не обращая внимания на тревожное развитие фискальной ситуации в некоторых из них", - сказал он.
Принятые в последнее время решения во многом определяют направление, в котором будет развиваться конституционное устройство еврозоны. Уже сегодня периферийные страны еврозоны, получающие финансовую помощь, оказались де-факто поставлены в положение ограниченного суверенитета в бюджетной сфере. Одновременно решение о создании европейского механизма финансовой стабильности означает дальнейшую централизацию фискальных ресурсов на наднациональном уровне. Все эти шаги свидетельствуют о движении в направлении бюджетного союза", - сказал Кудрин.