Муниципальный контроль в РФ на крайне низком уровне, надо сокращать его перечень - МЭР

Читать на сайте 1prime.ru

"Муниципалитеты в силу недостатка практически всех ресурсов (финансовых, а, следовательно, и кадровых, и материально-технических средств) не осуществляют все закрепленные за ними в нормативно-правовой базе виды муниципального контроля. В лучшем случае в муниципальном образовании реально осуществляется муниципальный земельный контроль и 1-2 вида контроля по выбору муниципалитета", - говорится в аналитическом докладе министерства.

В первую очередь министерство предлагает исключить из полномочий муниципалитетов контроль в сфере розничной торговли и охраны недр.

ГЛАВНОЕ - ЭТО ЗЕМЛЯ

Согласно докладу, из 471 муниципального образования, представивших доклады об осуществлении муниципального контроля в Минэкономразвития, административные регламенты осуществления функций по контролю приняты только у половины муниципалитетов (в 250 муниципалитетах - 53,1%).

При этом в 206 муниципальных образованиях административные регламенты приняты только в отношении одного вида муниципального контроля, как правило, земельного.

В подавляющем большинстве случаев (в 410 муниципальных образованиях, что составляет 87% от принявших участие в исследовании) функции по муниципальному контролю осуществляются местной администрацией как органом универсальной компетенции.

"На практике органы местного самоуправления в том или ином виде очень часто взаимодействуют с иными органами власти, однако, как следует из докладов, указанное взаимодействие в большинстве случаев никаким образом не оформлено и не урегулировано", - сообщает министерство.

Количество чиновников, осуществляющих муниципальный контроль, крайне ограниченно, говорится в докладе. Так, в большинстве поселений (как сельских, так и городских) и муниципальных районов общее количество должностных лиц, осуществляющих исключительно или преимущественно функции по контролю, составляет от 1 до 4 человек. "При этом в отдельных муниципалитетах должностные лица, на которых возложены полномочия по контролю, отсутствуют. В крупных городских округах общая численность муниципальных инспекторов может достигать 10-15 человек", - говорится в документе.

НЕ ПЕРЕРАБОТАЛИ

Средняя нагрузка на одного инспектора, занимающегося муниципальным контролем, незначительна, подчеркивает министерство. "По всем видам муниципального контроля в подавляющем большинстве муниципалитетов она не превышает 15-20 проверок в год", - говорится в докладе.

При этом в ряде муниципальных образований (прежде всего, в поселениях муниципальных районов) количество проверок не превышает 1 проверки на инспектора в год. Примерами могут служить Грязинский район Липецкой области (0,15 проверки), Жиздринский район Калужской области и Красногорский район Московской области (в обоих случаях – 0,25 проверки), Дивеевский район Нижегородской области (1 проверка).

Вместе с тем, в отдельных муниципальных образования средняя нагрузка на одного инспектора значительна и превышает 100 проверок в год (например, в городских округах Архангельске и Калуге). "Своеобразным рекордом является показатель, в достоверности которого можно усомниться – 197 проверок муниципального земельного контроля на одного инспектора в городском поселении Ангарск Иркутской области", - отмечает министерство.

НЕ МОЖЕТЕ - НЕ БЕРИТЕСЬ

На основании проведенного анализа ситуации в стране, Минэкономразвития пришло к выводу, что у муниципалитетов должны быть сохранены преимущественно виды контроля, которые вытекают из права собственности города или района, либо из договора, заключенного муниципалитетом.

"Кроме того, целесообразно исключить вообще все контрольные функции, находящиеся в вопросах местного значения поселений, в связи с тем, что на практике данные функции должным образом не осуществляются, и в ближайшей перспективе осуществляться не будут", - подчеркивается в докладе.

Так, по мнению Минэкономразвития, из компетенции муниципалитетов должны быть исключены контроль за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, муниципальный контроль в области торговой деятельности, контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, контроль за использованием и охраной недр при добыче полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (с включением данного вида контроля в состав регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр).

"Кроме того, требуется обсуждение необходимости осуществления на муниципальном уровне муниципального лесного контроля. По мнению Минэкономразвития России, указанный вид муниципального контроля целесообразно исключить из сферы компетенции муниципальных образований", - отмечается в документе.

НЕ САМАЯ ОТКРЫТАЯ И ДОСТУПНАЯ СФЕРА

"До настоящего времени остается далеко не решенным вопрос открытости и доступности для заинтересованных лиц сведений об организации и осуществлении муниципального контроля: нормативных правовых актов в указанной сфере, информации об органах муниципального контроля, планах их работы, результатах деятельности и так далее", - говорится в докладе министерства.

Информация об организации и осуществлении муниципального контроля раскрыта на официальных сайтах в интернете только у 10,8% муниципалитетов (51 город и район).

По мнению министерства, лучшим официальным сайтом с точки зрения раскрытия информации о муниципальном контроле стал сайт Старорусского района Новгородской области. А среди лучших в организации муниципального контроля министерство назвало Петропавловск-Камчатский, Курск, Архангельск, Волгоград и Орел.

Обсудить
Рекомендуем