Статья

Это событие не будет иметь обратного хода

Читать на сайте 1prime.ru

Естественно, не в том смысле, чтобы митинги устраивались каждый день. А в том, что мы никогда уже не вернемся опять в пространство полностью имитационной, виртуальной политики. Люди оторвались от кнопочек компьютера и вышли на площадь. 25 тысяч человек по обычно заниженной полицейской оценке – это немало даже для тринадцатимиллионного города.

И в 1990-м, и в 1991-м, и даже в 1993-м людей на улицах бывало и больше. Но количественные сравнения с 1991 годом тут вряд ли уместны. Тогда и площади не были застроены, как Манежка сегодня, и развлечений в субботнем городе было меньше, и свободного времени у людей было больше. Не было и других работающих против массовых митингов факторов: деления общества на классы, раскола не только между правыми и левыми, но и внутри оппозиции в целом.

Разница во взглядах, в социальных группах – это нормально, это хорошо. Общество не столь едино, как раньше, но в своем разнообразии оно более рационально и трезво. Оно не верит в рай на земле, и не надеется, как двадцать лет назад, на счастливую жизнь для всех через 500 дней.

Общество требует права выбора – возможности самому определять, вправо идти или влево. А по выбранному пути оно пойдет само – помочи ему, в отличие от времен советского социализма, уже не нужны.

"Люди пришли не ради Немцова или Рыжкова, они пришли для себя, они пришли за свое право выбирать",- считает мой друг Олег, пришедший на митинг. Олег отмечает, что люди намного лучше реагировали в этот раз на речи ораторов, чем на лозунговые кричалки.

Думающая толпа – такое зрелище мы видели в последние годы нечасто.

Думающему человеку не могут нравиться одновременно правые и левые, националисты и либералы, Константин Крылов и Евгения Альбац. Но слушать и тех и других не перебивая он может – и мы это видели на Болотной площади. Но "не перебивая" – не значит "не думая", "не оценивая". Поэтому лозунг честно признающегося в своем национализме лидера Русского общественного движения Крылова "Это начало новой русской революции!" был встречен большинством криками неодобрения.

Люди, хотя бы поверхностно знакомые с историей, знают, что это такое – революция в России. И это тоже позитивное развитие по сравнению с 1991-1993 годом, когда из-за незнания история желающих поиграть в "революционный город" с полными "красногвардейцев" грузовиками было очень много. Народ теперь не "ведется" /даже на митингах!/ на первое красное словцо.

"Требуем честных выборов!" - этот лозунг требует мужества не столько от бедных, сколько от богатых. Это им, а не только власти, придется в случае возвращения честных выборов преодолеть свой страх перед "быдлом". И если обеспеченные люди хотят честных выборов, им, а не только чиновникам придется в конце концов подумать о том, как вывести общедоступное образование из той ямы, в которой оно находится.

Было бы неправильно определять собравшийся на Болотной площади митинг по классовому принципу. Об этом говорило даже разноцветье флагов – белых "яблоковских", красных коммунистических, трехцветных националистических. Здесь были и богатые, и бедные.

"Собравшихся здесь людей в общем все устраивает, они достаточно зарабатывают" - с этой оценкой митинга, данной Борисом Акуниным по "Эхо Москвы", можно согласиться лишь частично. А вот с продолжением, думаю, согласятся все и полностью: "Но оскорблено их чувство собственного достоинства".

Были ли на этом митинге популистские лозунги, доходящие до экстремизма? Конечно, да. Готовы ли они предложить обществу позитивную повестку дня? Конечно, нет. И в этом, увы, частично виновата сама власть. За "безмитинговые" годы у людей накопилось раздражение, а выхода это раздражение находило почти исключительно в Интернете.

Так что, может быть, власти стоит поблагодарить участников этого митинга. Лучше узнать о настроениях общества на Болотной площади, чем на Красной или, не дай Бог, на Соборной.

Дмитрий Бабич, РИА Новости

Обсудить
Рекомендуем