Операция "Твист" оказалась "летучим голландцем": ее эффект, возможно, проявляет себя, а, может быть, и нет. После некоторого спада экономики США в октябре-ноябре, последняя как будто снова набирает темп. Скромный темп, но все же - движение вперед.
Мы помним, что в 3-ем кв. 2011 г. рост ВВП составил по первой оценке 2.4%, но по второй - всего немногим более 2%. И это при том, что рост потребительских расходов в сентябре приветствовался инвестиционным сообществом почти так же, как первые сведения об ураганном спросе в Black Friday, когда iPhone 4S и Amazon Kindle Fire, по свидетельствам СМИ, разлетались с прилавков с реактивной скоростью. О дальнейшем - когда вышла официальная статистика о розничных продажах - мы написали следующее:
"И, наконец, не обошлось без еще одного гвоздя в крышку гроба рыночного оптимизма: результаты Black Friday разочаровали, и никакие новые смартфоны и планшеты - эти новые big macs и новая "макарена" американского потребительского рынка, а также обильное приношение в жертву маржи ритейлерами /имелись в виду большие скидки/ не спасли, как выяснилось, общего положения. Рост розничных продаж в ноябре составил всего +0.2% на ожиданиях +0.6%, продаж за вычетом автомобилей - плюс 0.2%, вдвое ниже ожиданий. Это как раз, пожалуй, полностью соответствует истиной логике развития событий в экономике США и в мире в целом." Но затем на свет появились неплохие данные Philly Fed - 10 против ожиданий около 5, и Empire Manufacturing - 9.5 против 3, а также стоит упомянуть, что первоначальные обращения за страховкой по безработице закрепились на прошлой неделе ниже 400 тыс. Что это - результат операции "Твист"? Или естественный ход вещей, исчерпание кризисом самого себя, просто со временем? Вопрос особенно актуальный в связи с тем, что события в Европе, напротив, следуют весьма негативной траектории.
Как показывает исследование Gallup, которое в очередной раз выносит на свет то, что оказывается скрытым под обычными макроэкономическими цифрами при поверхностном взгляде, некоторое улучшение настроений граждан США и их восприятия состояния экономики действительно наблюдается в эти дни, соответствуя росту упомянутых выше индексов, но по сравнению с историческими данными это увеличение недостаточно по меньшей мере. Однако именно оно в последние четыре месяца дало почву для рассуждений о возможном decoupling США... от разрушительных процессов, идущих в финансовом секторе экономики объемом около 17 трлн.долл., т.е. не меньшей, чем сами Штаты.
Если мы вернемся к положению в Европе и посмотрим на этот регион с фундаментальной точки зрения, то порочный цикл, в который он попал, становится все более очевидным. Как мы писали ранее, самые распространенные /и надежные/ индикаторы, например, PMI, уже указывают на сползание ЕС в рецессию, что интуитивно было понятно еще раньше. Сегодня, помимо Греции, данные об экономике стран, подверженных жестким требованиям austerity /экономии/, говорят ровно об ожидаемом: в Ирландии экономика упала на 1.9% в 3-ем кв. из-за того, что приходится прибегать к суровым бюджетным ограничениям. Относительно этой страны европейские /бюрократы/ власти также разработали абсолютно нереалистичные планы: в 2012 г. рост ВВП должен составить 1.6%, а затем, вплоть до 2015 г., когда страна должна была бы сократить свой бюджетный дефицит до 3%, экономика должна якобы расти темпами по 2.8% в год. Однако в 2011 г. рост по новым прогнозам, основанным на последних данных, едва достигнет 0.5%, что исключает, по мнению ирландских официальных лиц, достижение 3% дефицита бюджета к указанному сроку. Между тем, ВНП страны вообще упал в том году на 2.2% из-за того, что транснациональные компании, которые действуют в Ирландии, репатриируют свои прибыли.
На наш взгляд, это - иллюстрация к процессам, которые проходят на всей территории ЕС за исключением /пока/ нескольких "северных" стран. Мораль, которую можно извлечь из происходящего, еще и такова: новый договор /fiscal compact/, который якобы готовы принять все члены ЕС, приговаривает страны GIIPS к продолжению этого порочного цикла. Например, помимо того, что, по идее договора, на его нарушителей должна обрушиваться автоматическая кара соседей в виде обязательства немедленно принять меры по устранению нарушений, унификация в целях уравнивания конкурентоспособности неизбежно приведет к свертыванию таких стимулов, как налог на прибыли корпораций менее 13%, принятый в Ирландии. Не удивительно, что рейтинговые агентства самым скрупулезным образом следят за развитием событий, вызывая при этом раздражение у властей Европы - а также всплески слухов, которые могут быть необоснованными, но, может быть, все же иметь и некоторые основания. Последнее решение Fitch по снижению рейтинга 8-и глобальных банков, в число которых входят и 6 крупнейших европейских игроков /кстати, рейтинг Morgan Stanley неизменен/ практически соседствовало во времени со слухами о возможном понижении Франции суверенного рейтинга от S&P. Вспомним в этой связи, что активы 4-х крупнейших французских банков составляют 400% ВВП страны. Так что слух мог быть и не вполне беспочвенным!
Впрочем, с практической точки зрения мы не можем не обратить внимание на одно обстоятельство, с которым постоянно сталкиваемся, но к которому уже привыкли настолько, что почти перестали его замечать. Мы сформулировали это следующим образом:
Вы готовы принять одну новую теорию, говорящую о том, что можно смело игнорировать фундаментальные негативные факторы, потому что кризис "кончается не тогда, когда проблема решена"? Рынок, вроде бы, готов согласиться, что не все в порядке в экономике, но подтверждает указанное предположение, начиная с апреля 2009 г. /За немногочисленными подробностями теории можно обратиться по такому адресу: http://www.businessinsider.com/crisis-over-a-thought-experiment-2011-12./ На самом деле, это, конечно, никакая не новая теория, а просто сформулированное в нескольких абзацах описание того, что мы наблюдаем год за годом. Лучшие и самые яркие умы в экономической области и на рынках: Н.Рубини, Дж.Хуссман, Дж.Сорос, Дж.Молдин, Д.Розенберг, Дж.Стиглиц и др. в течение этих лет поочередно попадали впросак, обещая прекращение ралли, которое продолжалось, пусть и с небольшими перерывами. Если это противопоставление научной и даже просто житейской логики и логики рынков - какая-то "новая теория", то она крайне примитивна, если же это просто констатация фактов - то она очень точна. Мы и сами не раз удивлялись происходящему, да так, что, поверив в этот феномен, становились временами даже слишком оптимистичными в собственных ожиданиях.
Из этого наблюдения, возведенного в ранг теории, следует, что теперь "проблемы в Европе не разрешены, а то и не разрешимы в обозримом будущем, но кризис все равно завершен". Подтверждение? Ну, это же очевидно! Снижение стоимости заимствований для ряда проблемных стран благодаря тихим действиям ЕЦБ и беспрерывным посулам органов ЕС. Вывод о конце кризиса делается на основе отхода таких показателей, как спрэд облигаций Испании и Италии от недавних максимумов. Слишком оптимистично, скажете вы? Да, пожалуй, если бы не реальный опыт поведения рынков со 2-го кв. 2009 г. по сегодняшний день.
Тем не менее, данная теория /или просто наблюдение/ может служить хорошим отражением настроя участников рынка, которые еще могут продолжать играть в эту "алогичную" игру. Те, кто претендует на то, что это - все же теория, говорят: как только рынок видит, что не все вокруг рушится в тартарары, что происходящее - не конец всему, то он начинает расти даже до того, как фундаментально пик кризиса пройден. Довольно точно подмечен сохраняющийся отрыв виртуального финансового мира от реальной экономики, не так ли? Спасибо догмам "постиндустриального" общества... Если мы теперь, наконец, сползем в длительную депрессию /в лучшем случае/, то будет кого винить. И будет кому пить шампанское до поры. Это, как водится, одни и те же люди.
Мы смеем утверждать, что если вышесказанное - теория /а не констатация/, то она имеет несколько важнейших пороков. Во-первых, она относится к текущему кризису по умолчанию как к краткосрочному явлению. Вроде как 2009 г. - это его конец. Хотя речь вполне может - и теперь, скорее всего, уже должна - идти о прохождении глубочайшего, но все же локального дна. В результате такой предпосылки данная теория рассматривает кризис 2008 г. и европейские события 2011-2012 /?/ гг. как отдельные явления. Что, по нашему мнению, несправедливо.
Во-вторых, данная теория ничего не говорит об истиной причине столь откровенного отрыва рынков от фундаментальной реальности. Этот наркотик называется "QE". Его действие основано на том факте, что стоимость активов в ходе увеличения денежного предложения оказалась подвержена иной инфляции, нежели потребительский рынок. Инфляция на последнем - в целом пока низкая из-за недозагрузки мощностей и высокой безработицы, стагнации реальных доходов. Но эта низкая потребительская инфляция позволяет игрокам фин.рынка вести себя так, словно экономика пребывает в более-менее нормальном состоянии: ставки остаются низкими в абсолютном выражении, а маржа компаний пока довольно высока. Выходит, что ралли продолжается в результате подавленности потребительского сектора, который многие годы обеспечивал рост экономики. Что, между прочим, выглядит реализацией какого-то кафкианского абсурда.
В-третьих, рост фин.активов связан с тем, что введение новых регуляторных мер для финансовой системы ведется на сегодня крайне мягко и непоследовательно. Игрокам на рынках многое прощается; как мы убедились в ходе недавних квартальных отчетов американского финансового сектора, прибыли рисуются почти из воздуха на совершенно легальной основе /например, из-за падения рыночной стоимости обязательств, но при сохранении нерыночной фиксации цены ряда активов./ В итоге банки отлично проходят стресс-тесты, но, спустя пару месяцев, прибегают к помощи государства. И так далее.
Выходит, что указанная "теория" полна явных грубых недостатков, но она до сих пор работает! В плане ликвидации причин большого кризиса за три года сделано крайне мало /а в Европе на сегодня не сделано вообще ничего серьезного/, но рынки это устраивает. Лишь бы все не развалилось к чертовой матери, как это было в момент крушения LB... Значит, стоит посулить еще одно QE, и ралли будет продолжаться, пусть и не так долго как в 2009 г. Если вы готовы принять эту версию, то это ваше право. А мы не можем ее опровергнуть со всей нашей ясной, прямой и понятной логикой. Только все равно есть опасение, что однажды, и уже, возможно, скоро, эта "новая логика" /"послезавтра - хоть потоп, главное, что Греции, кажется, снова дают денег"/ может завести прямиком в новую "яму" на ценовых графиках.
Совершенно понятно, почему рейтинговые агентства, проснувшись после потрясений 2008 г., вызывают теперь столь сильное раздражение у /бюрократии/ властей ЕС. Помимо того, что это очевидно связано с тем, что в свое время агентства проспали суверенные риски, чем объективно способствовали развитию кризиса /для оправдания чего придуман термин "sudden stop" - внезапная остановка роста экономики во вчера еще "благополучной" стране/, такое раздражение основано на идее о том, что главное - это не отрезать правительства, погрязшие по уши в долгах, от долгового финансирования. То есть, иными словами, позволять им занимать дальше и дальше. При этом, как мы показали выше, планы по одновременному с рефинансированием выводу этих стран на траекторию роста, в реальности выглядят по меньшей мере утопичными. Все точнее и точнее будущее вырисовывается в идее в лучшем случае длительной депрессии, в ходе которой экономики мира будут медленно избавляться от глубоко въевшихся в них дисбалансов.
Таким образом, мы продолжаем рассуждать и спорить о том, что представляет нам наибольшую угрозу в обозримом будущем: дефляция или стагфляция. Вследствие событий в Европе, в которой ряд стран подталкивают ко "внутренней девальвации", дефляция, пожалуй, останется более актуальной проблемой. Что есть ничто иное, как глобальный "японский" сценарий. Есть мнение, что США на 2/3 прошли путь преодоления кризиса, Европа - на 1/3, а Китай только приступает к исправлению дисбалансов. Мы сомневаемся, как минимум, в первом и втором положении /в т.ч. глядя на график, приведенный выше, под названием "Долги различных секторов экономики США"./
Глядя в будущее, в котором более чем очевидно просматриваются риски новой рецессии, в основном, из-за событий вокруг Европы, которой США вряд ли тоже сможет избежать, мы также должны отметить /повторно; см. наш предыдущий отчет/ еще один риск, который, вероятно, не пойдет на убыль в новом году.
2012год - 4-ый год акт кризиса. На сцене новые персонажи
Заслуженно, безусловно, журнал Times назвал человеком уходящего года анонимного протестующего. Год 2011, помимо арабских революций, запомнился рождением совершенно новых структур горизонтального общества. Движение Occupy Wall Street, не имея явных лидеров, единого штаба и единой программы, возникло из чистого чувства несправедливости и родилось в недрах интернета. Таким образом, стилем протеста 21-го века становится подземный пожар, который все труднее потушить - он перемещается скрытно и появляется в неожиданных местах. Когда у него появляются лидеры, он становится особенно опасен. Если у него нет лидеров, он все равно не угасает. Это нечто принципиально новое и, вероятно, ростки будущего общества, более приближенного к т.н. "прямой демократии".
Вероятно, на 4-ом году кризиса при отсутствии серьезных изменений к лучшему для, как говорит OWS, несколько преувеличивая, 99% граждан страны, давление горизонтального протестного движения будет возрастать в индустриальных странах. Движение может принимать неожиданные формы. Это по- человечески объяснимо, но создает дополнительные риски на пути исправления глобальных дисбалансов, которое и так идет не так последовательно, как бы того хотелось миру, и даже противоречиво.