Статья

Европа учится жить без иранской нефти

Читать на сайте 1prime.ru

На прошлой неделе все 27 стран Евросоюза в Брюсселе одобрили пакет санкций, предусматривающий введение запрета на импорт иранской нефти и нефтепродуктов . Тегеран в ответ заявил, что не только не боится европейского эмбарго, но даже готовит законопроект, который предусматривает немедленное прекращение экспорта нефти в ЕС. Нефтяные котировки среагировали закономерным ростом, который впрочем, почти сразу же сменился коррекцией.

Противостояние Ближнего Востока и остального мира безусловно окажет влияние на рынок сырья, но не с точки зрения появления дефицита, считает генеральный директор Института энергетической стратегии Виталий Бушуев: "Прекращение поставок из Ирана приблизит отказ развитого мира от нефтяного импорта и подстегнет развитие альтернативной энергетики".

Рынок уже отыграл это эмбарго, сказал эксперт, встречаясь сегодня с журналистами: "Скачок нефтяных цен произошел два месяца назад, когда о возможности отказа от иранской нефти только заговорили". Сегодня котировки, напротив, снижаются, указал Бушуев.

По его оценке, сегодняшняя ситуация на нефтяном рынке не чревата резкими колебаниями цены. "Если ситуация с Ираном стабилизируется, то котировки "черного золота" окажутся на уровне $80 за баррель, – прогнозирует Бушуев. – В случае продолжения конфликта стоимость нефти составит около $100 за баррель".

Свободные мощности, способные заменить Европе иранскую нефть, есть, например, в Саудовской Аравии, указал он. Иран, же в свою очередь, передаст свой экспорт в другие страны.

Бушуев не одинок в прогнозах – катастрофы на рынке не ждут и сами нефтяники. "Думаю, что иранская нефть просто потечет в другом направлении. Взгляните на цену – ничего не происходит. Рынки решили, что от европейских санкций значительного эффекта не будет", – сказал глава французской нефтяной компании Total Кристоф де Маржери.

Тегерану не составит большого труда найти альтернативных покупателей иранской нефти, также считает глава Rusenergy Михаил Крутихин. "Большую часть объемов поглотит Китай, нефтяные аппетиты которого выглядят сейчас безграничными", – указывает он. В дополнительных объемах иранской нефти заинтересована и Индия.

Объективных предпосылок к подорожанию нефти нет. Более того, нефтяная эпоха идет к закату, и эффективность сырьевого бизнеса будет постепенно снижаться. "Ведущие европейские страны взяли курс на использование альтернативных энергоресурсов и уход от нефтяной зависимости", – поясняет Бушуев.

По мнению ряда экспертов, европейцы, похоже, попали в ловушку, поддавшись настоятельным требованиям США ввести запрет на экспорт в ЕС иранской нефти. При этом первые иранскую нефть не потребляют, а вторые покупают пятую часть от общего объема экспорта нефти Исламской республики. Более того, основная доля европейского импорта иранской нефти, около 68%, приходится на Грецию, Италию и Испанию. В Греции доля потребления "черного золота" из Ирана достигает 35%.

"Я совсем не исключаю, что та же Италия или Испания, равно как и Греция в итоге после 1 июля по-прежнему будут импортировать иранскую нефть через длинную цепочку разного рода посредников, - отмечает Крутихин. – Правда, в этом случае есть риск, что конечные цены окажутся выше. Но в данном случае это не вина Ирана, а проблемы самих европейцев, которые в угоду политике решили наказать Тегеран посредством нефтяного эмбарго".

Юлия Катенева, ПРАЙМ

Обсудить
Рекомендуем