Статья

Еда в зоне риска

Читать на сайте 1prime.ru

Правозащитники отмечают юбилей – сегодня исполняется ровно 20 лет с момента принятия Закона о защите прав потребителей. Несмотря на некоторые положительные изменения в этой области потребитель в нашей стране все еще более уязвим, чем граждане стран Запада.

Количество жалоб от населения растет, констатирует председатель Общества по защите прав потребителей (ОЗПП) "Общественный контроль" Михаил Аншаков.

В 2011 году в адрес ОЗПП поступило более 60 тысяч жалоб граждан, сообщил он, выступая на пресс-конференции в РИА "Новости". Чаще всего россияне жалуются на некачественные продукты питания и на услуги ЖКХ, отметил эксперт. Активность россиян связана с повышением правовой культуры граждан, а также с пониманием того, что за свои права стоит побороться.

Несмотря на положительные изменения в области защиты потребительских прав, России есть еще куда стремиться.

"Есть ряд отраслей, где закон действует опосредованно, - поясняет Аншаков. – Например, в сфере авиаперевозок, где применяются абсолютно издевательские с точки зрения потребителя нормы – ответственность авиаперевозчика за задержку рейса минимальна".

Есть проблемы и в сфере связи. "Российский абонент, в отличие от европейского, не может поменять оператора сотовой связи без потери номера", - отмечает Аншаков. Неблагоприятной эксперт называет ситуацию в страховой отрасли и банковской сфере. "Проблемы, отчасти, связаны с неэффективностью судебной системы, - указывает глава ОЗПП. – Суды редко бывают объективными при рассмотрении исков по месту расположения крупной компании".

Права потребителей в области ЖКХ также защищены слабо, продолжает эксперт. Граждане сталкиваются с непрозрачностью тарифов и навязанными услугами. Многолетняя реформа жилищно-коммунального комплекса провалилась, считает Аншаков.

Но самая тяжелая ситуация сложилась в сфере продуктов питания "Около 50% товаров, попадающих на полки наших магазинов, не соответствуют заявленным требованиям, - рассказывает глава ОЗПП. – При этом распространенное мнение о том, что потребитель должен голосовать рублем, не справедливо. Наш покупатель не имеет возможности отличить качественный товар от некачественного".

По оценке Аншакова, после отмены ГОСТов и перехода к техрегламентам произошел демонтаж системы госконтроля за качеством продуктов питания. "У нас легально можно производить колбасу без мяса и называть ее колбасой", - отмечает он. – Сокращение числа проверок и ослабление госконтроля в рамках политики "хватит кошмарить бизнес" приводит к явному перекосу".

Главной бедой российского продуктового рынка является молочная продукция, в свою очередь, отмечает эксперт "Общества защиты прав потребителей" Роман Гайдашов.

Разобраться с тем, что вы покупаете настоящее сливочное масло или продукт, содержащий растительные масла, можно только ориентируясь по цене, поясняет эксперт. "Себестоимость 200-граммовой пачки сливочного масла составляет 60-80 рублей, - говорит Гайдашов. – Таким образом, все, что дешевле, маслом вряд ли окажется".

Та же самая картина наблюдается на рынке сыров – даже в дорогих сортах обнаруживаются немолочные жиры. В зоне риска также такие продукты как сгущенное молоко, творог, творожные сырки.

Осторожнее стоит быть, выбирая рыбное филе - "часто нам втюхивают не ту рыбу, которая заявлена на этикетке", поясняет Гайдашов. Добросовестных производителей рыбных консервов "выдавливают" с рынка дешевыми некачественными вариантами, продолжает эксперт.

По-прежнему проблемным вопросом остается так называемая "ледяная глазурь", используемая производителем при заморозке продуктов. Борьба с этим "злом", которую развернул Роспотребнадзор, ограничив максимальную долю льда в рыбной продукции, эффективной не назовешь, считают в ОЗПП. "Ограничив производителя рыбы пятью процентами, а производителя креветок – шестью, мы ввели барьер на ввоз качественных продуктов с большей, но вполне допустимой долей глазури", - считает Гайдашов. Глазурь – всего лишь упаковка, она не угрожает безопасности потребителя, поясняет эксперт. Чтобы не вводить потребителя в заблуждение, нужно правильно маркировать упаковку, указывая вес брутто и нетто.

Не все в порядке и с продаваемым в России мясом птицы. На протяжении года специалисты ОЗПП совершали контрольные закупки этого продукта в нескольких регионах РФ. Выяснилось, что в среднем по региону 32% птицы оказалось зараженной сальмонеллезом. Отличить больную птицу от здоровой потребителю непросто. "Необходима хорошая варка – при высоких температурах сальмонелла погибает, - советует Гайдашов. – Важно, чтобы приобретенная птица не контактировала с другими пищевыми продуктами, хранилась в отдельной упаковке".

Что касается пресловутых консервантов и пищевых добавок, то в настоящий момент продукции, их не содержащей, на наших прилавках практически нет. "Наиболее безопасно с этой точки зрения детское питание, - говорит Гайдашов. – Такую продукцию могут употреблять и взрослые".

Потребителю также сложно доказать, что товар, который он приобрел в продуктовом магазине, является некачественным. "Роспотребнадзор не принимает заявок от физических лиц, эксперты ведомства не выезжают на контрольные закупки, - говорит Юрист Общества защиты прав потребителей Мария Свиридова. – Вскрытую упаковку с испорченной продукцией не берут на независимую экспертизу, потому что невозможно доказать, когда именно продукт испортился".

Как навести порядок на российском потребительском рынке?

Единственным выходом является переход к европейским стандартам качества продуктов питания, по большинству из которых не потребуется никакого пересмотра, считает Аншаков.

Свиридова, в свою очередь, полагает, что сумма взысканий с нарушителя пока недостаточна для того, чтобы производителю было невыгодно идти в суд. "Да, сумма компенсации уже не 500 рублей и может составлять даже несколько сотен тысяч, - признает Свиридова. - Наш закон хороший, но пока производители не боятся его нарушать".

Обсудить
Рекомендуем