Документ был подготовлен после крушения летом 2011 года пассажирского теплохода "Булгария". В момент трагедии на борту судна находился 201 человек, 122 из них погибли, в том числе 28 детей.
Законопроектом предлагается, в частности, внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) России и повысить в 10-20 раз штрафы за безлицензионную перевозку пассажиров. Так, штраф за работу без лицензии составит от 50 тысяч до 100 тысяч рублей для граждан и должностных лиц с возможной конфискацией транспортного средства (сейчас 2-5 тысяч рублей) и от 400 тысяч до 500 тысяч рублей - для юрлиц (сейчас 50 тысяч рублей). Помимо этого, документ предусматривает возможность приостановки деятельности недобросовестной транспортной компании на срок до 90 суток.
Кроме того, документ вводит обязательную регистрацию всех сделок по аренде судов без экипажа.
Законопроект предоставляет контрольно-надзорным структурам право проверять техническое состояние эксплуатируемых перевозчиком транспортных средств в порядке превентивного контроля. А в случае обнаружения неисправностей инспекторы смогут инициировать дополнительную проверку юрлица, на балансе которого числится этот транспорт. Причем речь идет не только о водном виде транспорта, но и о любом другом.
Авторы законодательной инициативы предлагают также внести поправки в Кодекс внутреннего водного транспорта (КВВТ), перераспределив государственные функции между Ространснадзором и Росморречфлотом, чтобы избежать ситуаций, когда в случае ЧС ведомства стараются переложить ответственность друг на друга.
Предлагается создать администрации речных бассейнов на базе существующих государственных бассейновых управлений, которые сейчас фактически выполняют функции бассейнового органа госуправления на внутреннем водном транспорте. На администрации речных бассейнов могут быть возложены обязанности по государственному портовому контролю и ряд функций Ространснадзора, а именно госрегистрация судов в судовых реестрах России и реестре арендованных судов, госрегистрация спортивных парусных судов и дипломирование членов экипажей указанных судов.
Контроль за соблюдением законодательства в области внутреннего водного транспорта, за деятельностью лоцманских служб и другие функции по контролю и надзору предлагается закрепить за Ространснадзором.
Действующее российское законодательство также дополняется нормой о том, что все транспортные компании, в том числе судоходные и железнодорожные, до начала предпринимательской деятельности обязаны уведомить орган государственного контроля о соответствии обязательным требованиям, предъявляемым законодательством к этому виду деятельности, передает РИА Новости.