За резолюцию, подготовленную Лигой арабских государств при поддержке США и ряда стран Европы, проголосовали 137 из 193 стран-участниц Генассамблеи. Против было подано 12 голосов, среди которых, как и ожидалось, были Россия и Китай. Постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин после голосования заявил, что РФ считает принятую Генассамблеей резолюцию «попыткой изолировать сирийское руководство, навязать форму политического урегулирования».
В отличие от механизма принятий резолюций Совбеза ООН, в Генассамблее при голосовании ни одна из стран не обладает правом вето. При этом, хотя формально принятые Генассамблеей резолюции носят лишь рекомендательный характер, «политический вес» обоих документов примерно одинаков.
Напомним, что антиправительственные выступления, для подавления которых нынешние власти Сирии применяют самые жесткие меры, продолжаются с марта 2011 г. По данным ООН на февраль 2012 г., с момента начала массовых акций протеста в Сирии погибли не менее 6000 человек.
"Последнее голосование по Сирии в Генассамблее ООН – это попытка сохранить лицо всех сторон, заинтересованных в смещении Асада, а также оказать давление на тех, кто не желает это делать, – говорит президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. – Истерика вокруг российско-китайского вето, судя по всему, означает, что Москва и Пекин нащупали уязвимое место у своих оппонентов. Мы, похоже, сорвали в очередной раз некий военный план действий Запада и США на Ближнем Востоке. Причем, Сирия – гарнир, а основное блюдо – Иран".
Хотя на этой неделе Асад подписал указ, согласно которому всенародное голосование по новой конституции должно состояться 26 февраля, это не оставило его противников. "России сейчас сложно напрямую защищать Асада", – отмечает заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Предложение России дождаться референдума в Сирии по новой конституции, и только по его результатам предпринимать дальнейшие шаги, выглядит не очень конструктивным. Легитимность референдума в стране, где без малого год идет гражданская война, где у власти находится политик диктаторского плана, весьма сомнительна".
Голосовании по Сирии, в ходе которого число сторонников смещения Асада более чем в десять раз превысило число тех, кто выступил против, позволяет Западу и Лиге арабских государств говорить, что международная общественность на их стороне. "Я не исключаю, что в самое ближайшее время так называемый "Клуб друзей сирийского народа", недавно представленный президентом Франции Николя Саркози, будет официально признан международным сообществом. Кроме того, может быть создана специальная зона на севере Сирии, на границе с Турцией, где этот клуб будет базироваться под контролем сил ООН или контингента под флагом Лиги арабских государств, – продолжает Макаркин. – Я даже не исключаю, что совсем скоро начнутся поставки оружия сирийской оппозиции. Противники Асада зашли так далеко в сирийском вопросе, что варианты примирения с Дамаском не просматриваются. Логичнее говорить о дальнейшей эскалации конфликта".
Ирина Столярова, ПРАЙМ