Анализ принятых Правительством России нормативных актов, утвердивших Правила отбора инвестиционных проектов и принципалов и предоставления государственных гарантий Российской Федерации юридическим лицам в 2010-2011 годах для осуществления инвестиционных проектов (далее – Правила) показал, что при наличии определенных системных недостатков в области государственного контроля установленные Правила имели достаточно необходимых требований и условий для оптимальной организации процесса государственной гарантийной поддержки юридических лиц.
Вместе с тем, действующие механизмы государственной гарантийной поддержки не обеспечили заинтересованности у юридических лиц в использовании заемных средств под государственные гарантии Российской Федерации в связи с неспособностью минимизировать стоимость их обслуживания, в первую очередь из-за неоправданно высоких процентных ставок, устанавливаемых кредитными организациями, вследствие чего привлечение кредитных ресурсов становилось экономически невыгодным.
На Коллегии отмечалось, что денежно-кредитная политика, при которой ставка рефинансирования Банка России составляет 8,25 процента годовых, средневзвешенная ставка по кредитам 15-16 процентов годовых не способствовала улучшению инвестиционного климата в стране. При такой процентной ставке по кредиту большинство инвестиционных проектов становятся экономически нецелесообразными.
Проверка показала, что существенным недостатком Правил является отсутствие в них требования к Министерству финансов России производить анализ финансового состояния принципалов, что противоречит Бюджетному кодексу, согласно которому анализ финансового состояния принципала в целях предоставления государственной гарантии осуществляется Минфином России в установленном порядке.
Кроме того, Правилами не предусмотрен реальный механизм государственного контроля за целевым использованием заемных средств, привлекаемых под государственную гарантию.
Коллегия решила направить информационные письма в Минфин России и Минэкономразвития России, а также отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
6 марта 2012 года