Статья

Потребитель побеждает, но не выигрывает

Читать на сайте 1prime.ru

Есть одно "но": потребители, как правило, выигрывают судебные иски, однако решения в их пользу часто не исполняются.

Число россиян, которые не только знают о существовании Закона о защите прав потребителей, но и полностью знакомы с его содержанием, достигло 20%. Еще годом ранее таковых было 15%, отмечается в исследовании Центра рекрутингового портала Superjob.ru.

При этом респонденты с ежемесячным доходом более 45 000 грамотнее - 21% опрошенных этой группы знают основной закон потребителя. Правда, многим из тех, кто выбрал этот вариант, уже приходилось отстаивать свои права, как в досудебном порядке, так и в зале суда. Знание закона "очень помогает в общении с зарвавшимися продавцами", - комментируют опрошенные.

28% респондентов осведомлены о существовании закона, но не знакомы с его содержанием. Как выяснилось в ходе опроса, граждане не считают нужным узнать свои права, поскольку убеждены в том, что закон не работает. Большинство россиян /51%/ о законе наслышаны и даже частично знакомы с его содержанием. Количество таких респондентов сокращается - с 54% в 2007 г. до 51% в нынешнем.

Лишь 1% опрошенных вообще не знают о существовании закона. Между тем, примерно 80% потребителей в среднем 3,5 раза в год приобретают некачественные, а то и опасные товары и услуги, свидетельствуют данные Союза потребителей РФ /СПРФ/.

В Обществе защиты прав потребителей /ОЗПП/ также отмечают рост активности россиян в области защиты потребительских прав: количество обращений в суд ежегодно растет. Если в 1998 г. было предъявлено 27 000 потребительских исков, в 2007 г. - 95 000, в 2010 году – уже 315 000, указывают в ОЗПП.

Россияне чаще всего жалуются на некачественные промышленные товары и продукты питания, а также на услуги жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), ранее отмечал председатель ОЗПП "Общественный контроль" Михаил Аншаков.

Несмотря на растущую активность граждан, количество нарушений не снижается, отмечают в СПРФ. Нарушения на рынке становятся нормой, что подтверждают официальные данные Роспотребнадзора - число нарушений год от года стабильно. Уголовная ответственность за нарушения прав потребителей отменена, а административная несопоставима с выгодой от нарушений, поясняют правозащитники.

Есть и другая проблема. Потребители и их общественные объединения, как правило, выигрывают судебные иски, однако решения в их пользу исполняются все хуже. Если еще в 2006 г. исполнялось примерно 85% таких решений, то в 2009 и 2010 гг. - немногим более половины. В отдельных регионах (например, Татарстан, Омская область) – не более 10 – 15%, отмечают в организации.

Это признают и в ОЗПП. Судами удовлетворяется 60-70% исков, поданных потребителями самостоятельно, и 90-95% - в случае, когда дело ведут юристы правозащитных организаций, отмечается в сообщении Общества. Но несколько лет назад исполнялось около 70% решений суда, а сейчас - менее 40%. По мнению правозащитников, причинами низкой исполняемости являются неэффективность работы судебных приставов, а также широкое распространение фирм "однодневок".

Частенько "мизерным" является и назначаемый судом размер компенсации морального вреда, указывают эксперты. Средняя сумма для потребительских исков не превышает 3000 рублей, что не способствует серьезному наказанию недобросовестного предпринимателя, отмечают в ОЗПП.

Юлия Катенева, Прайм

Обсудить
Рекомендуем