Заместитель Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Вероника Скворцова в своем выступлении отметила, что будущее России напрямую зависит от инновационного развития медицины, так как здоровье – это человеческий капитал, являющийся главным рычагом социально-экономического развития страны. Из 16 критических технологий, определяющих инновационное лидерство стран в мире, Россия не имеет четырех, три из которых – биомедицинские. «Для того чтобы инновационный цикл полностью состоялся, наряду со стимуляцией биомедицинской науки, необходимы другие компоненты системы – управленческое сопровождение проектов, цивилизованный оборот интеллектуальной собственности, включая ее правильную оценку и защиту, а также достаточно распределенная среда трансфера технологий». Модернизационные процессы должны происходить не только через обновление фонда медицинского оборудования, но и путем формирования принципиально новых стратегий и знаний в области создания животных моделей патологических состояний человека, чистых клеточных линий, проектирования нейрокомпьютерных интерфейсов, первазивных сенсоров и так далее.
Исполнительный директор Кластера биологических и медицинских технологий Инновационного центра «Сколково» Игорь Горянин акцентировал свое внимание на том что, результаты научных исследований должны превратиться в «большой бизнес», однако существуют проблемы с внедрением инновационных разработок в практическую деятельность здравоохранения связанные с необходимостью усовершенствования нормативно-правовой базы. Также, Горянин отметил важность воссоздания в России климата пригодного для инноваций, и осуществление этого процесса необходимо в связке с ведущими мировыми организациями.
Председатель Совета директоров Центра высоких технологий «ХимРар» Андрей Иващенко посвятил свое выступление трендам, моделям и возможностям Российской Федерации в области здравоохранения. В настоящий момент сложность связана с нахождением медицины как минимум в двух трансформациях: первая – переход от системы плановой экономики СССР, к системе, существующей в условиях рыночной экономики, вторая – глобальная смена парадигмы: «переход от блокбастерной модели к персональной медицине». Иващенко отметил, что эти процессы связаны с рисками: «каждое решение может с одной стороны обнулить успех страны в условиях глобальной конкуренции, так и дать большой толчок для развития». Система лечения должна сместиться в сторону «управления здоровьем», так как в настоящий момент продуктивность лечения заболеваний в России составляет менее 50%, зачастую вредит пациенту, неэффективно используется около 250 миллиардов рублей. Вместе с тем, Николай Герасименко, первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям напомнил, что «с 2013 года будет формироваться бюджет по программному целевому планированию, то есть уход от обычных статей финансирования».
Андрей Юрин, председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования, акцентировал свое внимание на то, что для внедрения вышеописанных инноваций непосредственно в медицинские учреждения необходимо наличие ресурсов, а так же запроса внедряемых новшеств самой системой здравоохранения. Отдельное внимание председатель Фонда посвятил профилактике здравоохранения: «необходимо закончить дискуссию о том, за что мы платим медицинским учреждениям и перевести современные прогрессивные формы оплаты медицинской помощи, выработанные сегодня в нормативные документы для заинтересованности медицинских учреждений в проведении профилактических мер». Юрин заверил всех присутствующих, что система здравоохранения будет обеспечена к 2015 году на 2,4 млрд. рублей.
Острая дискуссия развернулась при обсуждении вопроса востребованности инноваций. Сергей Калашников, председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, заявил: «Инновации в здравоохранении, на мой взгляд, на сегодняшний день не востребованы», объяснив это тем, что высокое финансирование медико-биологических и медицинских наук – это не показатель востребованности. В настоящий момент спрос на потребление инновационных препаратов отсутствует, так как позволить их себе могут лишь немногие. Необходимо четко знать потребителя.
Оппозиционным оказалось мнение Ларисы Попович, директора Института экономики здравоохранения НИУ-ВШЭ. Она вступила в полемику с Сергеем Калашниковым с заявлением: «Без прозрачной и понятной «дорожной карты» здравоохранение будет сложно обсуждать востребованность инноваций. Любая инновация меняет экономические отношения не только в рамках отрасли, а значительно шире, выходя за пределы здравоохранения, и зачастую затраты фокусируются в одной отрасли, а выгоду получают совершенно в другой». Следовательно, надо сравнивать затраты и прибыль не в одной сфере, а ту выгоду, которую получает общество вцелом, используя инновацию в одной отрасли.
Виталий Омельяновский заметил, что «сегодня все говорят, о нехватке финансовых средств, при этом мы не уверенны, что эти деньги будут эффективно израсходованы», то есть специалисты-инноваторы еще морально не готовы к грамотному использованию инвестиционных вливаний. Продолжая свое выступление, Омельяновский призвал всех участников дискуссии и специалистов в области развития инновационных подходов в сфере здравоохранения направлять свои конструктивные предложения в адрес Комитета, с помощью которых, станет возможно решить накопившиеся проблемы и инкорпорировать их в законодательную сферу.
Модератор дебатов, первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Лариса Пономарева подвела итог всей дискуссии: «Если мы не будем думать о будущем, и не будем развивать науку, осуществлять инвестирование в исследования страна будет обречена! И это касается не только медицины! Высокий интеллектуальный потенциал – это самое главное богатство нашей страны!».