Этот законопроект вносит поправки как в закон о торговле, так и в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).
ЧТОБЫ НЕ БЫЛО СОБЛАЗНОВ
Большинство поправок, вносимых в закон о торговле, касаются запретов для сетей и поставщиков. В первую очередь, как и планировала ранее ФАС, в 9-ую статью (о правах и обязанностях сетей и поставщиков) вносятся поправки, которые расширяют и конкретизируют список прямых запретов.
В частности, законопроект запрещает и сетям взимать (а поставщикам – вносить) плату за право поставок продовольственных товаров в функционирующие или открываемые магазины, а также плату за изменение ассортимента. Ритейлерам запрещается требовать возмещения убытков в связи с утратой или повреждением товаров после перехода права собственности (за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине поставщика), а также требовать возмещения затрат, не связанных с исполнением договора поставки последующей продажей конкретной партии товаров.
Подобные положения есть и в 13-ой статье действующего закона, однако это не прямые запреты, а лишь запрет на навязывание этих услуг и оплат. Как пояснял ранее начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев, практика показала, что у сетей и поставщиков есть соблазн использовать запрещенные законом навязывания услуг, "маскируя" их под добровольные действия.
Однако, почти все эти практики можно трактовать как нарушения, исходят из норм закона о защите конкуренции или других норм закона о торговле, пояснял он. Представитель ФАС подчеркивал, что необходимо устранить эти "провокативные нормы", переместив их в статью о прямых запретах, то есть в 9-ую. "Это даст ясный сигнал рынку, что все эти практики запрещены", - отмечал Нижегородцев.
Кроме того опубликованный законопроект вносит уточнения в 13-ую статью, где описываются антимонопольные правила. Например, запрещается навязывать контрагенту включение в договор поставки условий о возврате нереализованных продовольственных товаров, срок годности которых истек, а также товаров, не проданных по истечении определенного срока. Если в договор включены указанные условия, то цена продовольственных товаров должна быть определена в зависимости от оставшегося срока годности товара: цена должна снижаться пропорционально истечению срока годности товара.
Сети и поставщику также запрещается заключать между собой договор комиссии (а также договор поручения, агентский договор или смешанный договор), содержащий элементы одного или всех указанных договоров (это не касается договоров внутри группы).
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Кроме того в закон вносится новая обязанность для компаний - законопроект обязывает ритейлеров и поставщиков (за исключением производителей товаров) предоставлять сведения для внесения в торговый реестр. В случае нарушение требований по предоставлению информации в реестр индивидуальный предприниматель может быть оштрафован на сумму от 20 тысяч до 40 тысяч рублей, юридические лица - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей. Соответствующая поправка о размере штрафов вносится в КоАП.
Вместе с этим в закон о торговле планируется внести ряд других уточняющих формулировок, в том числе в определение торговой сети.
В КоАП также предлагается уточнить, что нарушение сетью или поставщиком порядка ценообразования влечет штраф в размере 20-40 тысяч рублей для должностных лиц, или 2-5 миллионов рублей для юридических лиц. Также устанавливается штраф за совершение любых других действий, запрещенных федеральным законом о торговле, в размере от 20-40 тысяч на должностных лиц и 1-5 миллионов рублей на юридических лиц.
Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" (закон о торговле), который много лет подготавливался на различных площадках в атмосфере жарких дебатов, был подписан президентом России Дмитрием Медведевым в конце 2009 года, а вступил в силу 1 февраля 2010 года.