При годовой выручке ОАО "Аэропорт Внуково" в 2,55 млрд рублей (что также меньше, чем в 2010 году на 5,9%) чистый убыток компании составил 2,6 млрд рублей. И без того незавидное финансовое положение усугубляет почти вдвое возросший долг аэропорта – на конец 2011 года он равнялся 1,32 млрд против 678 млн рублей в 2010 году.
Еще недавно Внуково по праву считался самым динамичным среди участников Московского авиаузла. К примеру, в 2006 году пассажиропоток Внуково увеличился на 41% против 5% у Шереметьево и 10% у Домодедово (при том что в абсолютных цифрах Внуково им серьезно уступало - на соответственно 7,5 млн и 10 млн пассажиров). Конечно, сказывался эффект низкой базы – после фактического бездействия 1990-х аэропорт едва сводил концы с концами.
Одно время эксперты называли Внуково потенциальным гнездом для low-cost – невзирая на близость к городу и литерные рейсы (из Внуково -2 летают высокопоставленные чиновники, начиная с главы государства). На него нацеливались создаваемые в середине 2000-х российские бюджетные авиакомпании – а на тот момент в стадии созревания находились три независимых друг от друга проекта. Наконец, местом своего базирования Внуково выбрал первый российский low-cost-перевозчик Sky Express.
В прошлом году весь бизнес бюджетных перевозок в России приказал долго жить, Sky Express, как и ее конкурента "Авианова" (обслуживалась в Домодедово) больше не существует. При этом подвижность состава авиакомпаний, обсуживающихся во Внуково, давно стала характерной чертой аэропорта – с тех пор как в начале 2000-х его покинули Сибирь" (S7), украинская "Аэросвит" и ряд других перевозчиков. За один только прошлый год Росавиация лишила сертификатов эксплуатанта летавших из Внуково "Кавминводыавиа" и "Континет". Не стали продлевать лицензию еще одному постоянному клиенту Внуково - "Дагестанским авиалиниям". В свое очередь, "Владивосток Авиа" перенесли рейсы в Шереметьево, базовый аэропорт "Аэрофлота", который с недавних пор владеет акциями этого перевозчика.
Ранее на самочувствии аэропорта сказались последствия мирового финансового кризиса, но в большей мере, вероятно, - смена руководства столицы. Прежде Правительство Москвы активно поддерживало аэропорт, в котором с конца 2003 года владело 75% акций. Этот пакет, по инициативе нового мэра Сергея Собянина, в конце прошлого года был передан в федеральную собственность. Юрий Лужков видел Внуково "одним из крупнейших современных аэропортов в Европе". Именно туда в 2004 году перевела свои чартеры авиакомпания "Атлант-союз". Попытка мэрии создать конкурента "Аэрофлоту" с треском провалилась – в начале прошлого года перевозчик, предварительно переименованный в "Авиакомпанию Москва" прекратил полеты, а ведь не него приходилась едва ли не четверть всего пассажиропотока аэропорта.
Совладелец аэропорта Виталий Ванцев - еще в бытность заместителем гендиректора – считал ключевым показателем деятельности аэропорта соотношение "авиационной" (навигация, взлет-посадка, безопасность) и "неавиационной" выручки (общепит, торговля, гостиницы, парковки). Тарифы на авиационное обслуживание жестко регулировались государством, поэтому основной заработок аэропорту сулило развитие неавиационных сервисов. В то же время предлагая лучшие условия авиакомпаниям, у аэропорта повышались шансы на переезд крупных перевозчиков, бросивших якорь у конкурентов – а следовательно, на обильный и качественный пассажиропоток, приносящий доход. В разное время Внуково пытался заполучить себе таких гигантов индустрии как SAS и Lufthansa. Велись переговоры о переводе чартеров "Аэрофлота" и S7 – впрочем, в основном тщетно.
Виталия Ванцева не вдохновляли примеры конкурентов, привлекавших консультантов и международные управляющие компании (в частности, менеджмент Шереметьево заключил партнерство с сингапурским аэропортом Changi, одним из лучших в мире управляющих коммерческими площадям, а также нанял консультантов из Jones Lang LaSalle). Он утверждал, что его команда сама умеет управлять аэропортовым бизнесом. Провальные результаты минувшего года этого, увы, не подтверждают.
Судя по недавним заявлениям гендиректора Внуково Василия Александрова, которые он сделал РИА Новости, менеджмент рассчитывает на рост пассажиропотока – с 8,2 млн в 2011 году до 10 млн в 2012-м. Аэропорт начал принимать лайнеры Аirbus 380 – самые крупные в мире. Это в итоге привлекло во Внуково уже упомянутую Lufthansa, имеющую гигантские борта в своем парке, а также заинтересовало "Трансаэро", их заказавшую. Из Внуково на днях начала летать Turkish Airlines. И все же ожидаемое аэропортом число пассажиров в два с половиной раза меньше прошлогодних результатов Домодедово (25,6 млн) и Шереметьево (22,5 млн). Приходится констатировать: за последние годы попытки Внуково приблизиться к лидерам практически ни к чему не привели – внушительный разрыв сохраняется.
Евгений Карасюк, ПРАЙМ