...зеленые ростки, зеленые ростки, зеленые ростки, зеленые ростки, зеленые ростки, зеленые ростки, зеленые ростки, зеленые ростки, зеленые ростки, зеленые ростки, зеленые ростки, зеленые ростки, зеленые ростки, зеленые ростки, зеленые ростки, зеленые ростки, зеленые ростки, зеленые ростки...
Сколько раз надо повторить эти слова, чтобы рост экономики стал необратимым? И сколько ростков должно появиться, чтобы Б.Бернанке, наконец, прихлопнул эти идиотские ралли раз и навсегда? Результаты монетарной политики крупнейших центробанков вновь и вновь оказываются противоречивыми. Для еще одного QE ФРС уже вполне может потребоваться монетарное вуду.
Со стороны могло бы показаться удивительным: ФРС всего лишь не пообещала нового этапа количественного смягчения, а рынки прореагировали на это со всей остротой. Как будто до этого не было с их стороны весьма позитивной реакции на различные экономические новости и, наоборот, ленивой кратковременной "полуреакции" на более чем очевидные проблемы в Европе уже после упорядоченного первого дефолта Греции. Все как будто говорило о том, что новый этап количественного смягчения был бы, пожалуй, некстати, если учесть сорвавшийся с поводка в конце января рост цен на горючее, а также некоторые другие обстоятельства, о которых чуть ниже.
Однако мы уже давно отвыкли удивляться подобной реакции игроков. На забавной диаграмме от Citi вся до боли знакомая цикличность представлена наглядно без претензий на более глубокий анализ и какую-либо связь с фундаментальными показателями, которые, отметим, так пока и не стали тем окончательным фактором, который задавал бы правила игры... (Впрочем, это и до кризиса отнюдь не было постоянным явлением.) Однако нельзя не отметить - или, по крайней мере, складывалось такое впечатление, что в последние три месяца под ралли в рискованных активах появилось больше фундаментальных оснований, чем это было, скажем, в аналогичный период 2011 г. Дальше мы посмотрим, так ли это на самом деле.
Цитата из самих себя:
На схеме - карта с наглядным распределением значений мировых PMI в марте, наглядно показывающая, что США противостоят двум другим крупнейшим (разумеется, по ВВП и объему внешней торговли, а не по территории) экономическим регионам [в области оценки бизнесом экономического состояния и перспектив]. Почему так?
США пользуются известными преимуществами: их кризис и, соответственно, антикризисные меры не только находятся в "зрелой фазе", но они также обладают самыми гибкими и отзывчивыми проводниками стимулов в экономику. Такими, например, как банковская система, финансовые рынки и гибкое (читай: несоциалистическое, относительно либеральное) трудовое законодательство. Однако, как мы видели на примере многочисленных данных и графиков, эффект от использования этих преимуществ все равно ограничен - особенно в сопоставлении с агрессивностью принятых мер. В чем недостаточность эффекта? Прежде всего, в том, что доходы домохозяйств в реальном выражении и на душу населения не растут на фоне аномально высокой безработицы. Бурная радость по поводу близких 8% уровня безработицы, в принципе, малопонятна на фоне того, что приемлемой величиной было бы 5%, и число рабочих мест далеко не восстановилось спустя 4 года или 5 лет после начала кризиса (смотря, от какого момента считать). Это государство и стремится компенсировать щедрой раздачей трансфертов и попытками решить до сих пор не разрешенную ипотечную проблему путем принятия на себя максимально возможного объема новых долгов и гарантий. А граждане продолжают наступать на грабли образца 2007 г., для поддержания расходов залезая в свои сбережения, норма которых упала по последним данным ниже 4% впервые с начала кризиса [см.график ниже].
Однако стагнация и снижение реальных доходов граждан, а также крайне низкая цена газа (да и весь сырьевой бум в Северной Америке) плюс чрезвычайно низкие ставки фондирования, прогарантированные ФРС на долгую перспективу - вот те реальные зеленые ростки, пусть и странно выглядящие порой, которые делают американскую экономику более конкурентоспособной. Особенно на фоне стремительно приближающегося к ней по unit labor cost и другим показателям конкурентоспособности Китая, который, вдобавок, оказался чрезвычайно эффективен не только на сборочных конвейерах, но и в области выдувания кредитных, ипотечных и прочих финансово-спекулятивных пузырей. При этом сегодня КНР по-прежнему находится на другой стадии кредитного цикла - в фазе ужесточения денежной политики.
Эта ситуация, несмотря на оптимистичные показатели США, никак не может быть признана стабильной на сегодня. Особенно с учетом положения дел в Европе, которое постоянно выглядывает из-под ковра, куда его "замели" с помощью ликвидности от ЕЦБ и упорядоченного дефолта в Греции. Регион - маленький на карте, но сопоставимый по объему ВВП с США - почти сплошь окрашен красным. За исключением Великобритании и Ирландии (что никого, конечно, не вводит в заблуждение в любом случае).
Реальные доходы граждан США на душу населения и норма сбережений домохозяйств
Немного больше наглядной графики по американской теме, которая, вместе с зоной евро, определяет поведение большинства рынков, включая российский, примерно на 90% (на долгосрочном горизонте):
Потери рабочих мест в США в % от пика в ходе рецессий, в месяц: по-прежнему недостаточная скорость восстановления? Однако параллели с периодом после рецессии 2001 г. напрашиваются сами собой. Эта схожесть могла бы стать предметом особого рассмотрения, однако сейчас мы не ставим себе такой задачи:
В принципе, примерно то же самое, что и в графике слева. Занятость в США в % от докризисного уровня: долгий путь до полного восстановления:
Несмотря на слабые данные как в абсолютном выражении, так и сравнение с прочими восстановительными периодами, некоторые успехи в области занятости не стоит принижать. Разумеется, они, эти зеленые ростки, вполне укладываются в концепцию new normal - небыстрое восстановление, более медленный, чем в среднем в предыдущие подобные периоды, рост экономики и занятости. Хотите посмотреть, как это выглядит для России? У нас нет такого точного индикатора, как американские данные по рынку труда, но кое-что имеется:
Поквартальный реальный рост ВВП РФ: российский вариант new normal. Темпы роста экономики заметно замедлились после дна кризиса, повторяя судьбу аналогичных данных из зоны евро и США. Такое положение дел следует отнести как на нестабильную конъюнктуру глобальной экономики, потерю инерции таким драйвером роста, как строительство объектов недвижимости, так и сменой потоков капитала: от притока к оттоку.
Еще об американской экономике и иллюзиях зеленых ростков: так называемый индекс "коммерческого пульса" от компании Ceridian-UCLA, основанный на ежедневном потреблении дизельного топлива. Если мерить американскую экономику от пика, то до "рассвета" еще долгий путь. New normal - "новая норма" - проявляет себя в заметных отклонениях от прежнего тренда.
Суммируем то, что приведено выше. Три месяца роста рынков имели под собой вполне определенные фундаментальные основания, которые, впрочем, мы последовательно считали относительно слабыми для столь мощного ралли. Впрочем, данные с рынка труда США и некоторые цифры из области конечного спроса (последние - с червоточиной, как мы показывали снова и снова), помогли единожды избежать даже назревшей коррекции. Тем не менее, действия ЕЦБ и словесная магия ФРС толкали рынки наверх на малых объемах, вплоть до буквально пары последних торговых сессий. Что теперь?
Индекс "economic surprise, экономического удивления" Citi против S&P500. Несмотря на неглубокую историю данных, индекс Citi явно относится к опережающим индикаторам. В самом деле: настроения прогнозистов эволюционируют вместе с рынком, и ожидания начинают превосходить результаты по мере того, как на предыдущем этапе, напротив, реальные цифры были лучше предсказаний. Это очевидно. Кажется, теперь, в поразительно точной параллели с 2011 г. нам обещают разворот рынка и его основательную коррекцию.
Индекс
потребительского доверия
против S&P500. Несмотря на то, что некоторые эксперты уже заявили о нерелевантности индекса потребительского доверия, нам представляется, что
а) приведенные выше данные о реальных доходах потребителей и источниках финансирования их покупок, б) данные о занятости и ухудшении качества рабочих мест после пика кризиса и в) приводившееся ранее данные о материальном расслоении общества, говорят о том, что этот индекс релевантен.
При этом, надо сказать, что он скорее поддерживал последнее ралли, чем препятствовал ему. Still, no turn down. Но здесь, скорее, связь обратная - от рынка акций к уверенности.
ВВП США по кварталам, индекс PMI в области промышленности индекс PMI в области услуг. Мы уже рассматривали этот график до того, как в нем появились новые данные по PMI. Мы нашли в нем в прошлом некоторые дивергенции - индексы росли, а ВВП - нет; см., например, 2-ой кв. 2011 г. Ныне не только показатели индексов довольно скромные, но и тренд они рисуют в лучшем случае неопределенный. И это при том, что промышленное производство было тем самым sweet point американской экономики в течение нескольких кварталов! Нет сомнений, что бум в области добычи полезных ископаемых и, особенно, энергоносителей (см.график справа), должен сказаться и на общем состоянии экономики, но пока он - в самой ранней стадии.
Возможно, именно то, что происходило в эти месяцы + то, что мы видим из объективных данных, позволило Б.Гроссу из PIMCO весьма откровенно заявить следующее: "Гросс: центральные банки - это место, куда плохие облигации уходят умирать. Без QE финансовые рынки, а затем и экономика пошатнутся."
Иными словами: ЦБ обязаны скупать плохие долги и производить QE. Оба вопроса до сих пор актуальны".
И, если США сталкиваются, к счастью или несчастью, с уже знакомым по двум предыдущим годам рыночным и экономическим циклом - и сейчас его "позитивная" часть, пришедшаяся на декабрь-март, была, не обольщаясь, все же нескольким лучше предыдущих аналогов, особенно в области занятости - то Европа в это же самое время по-прежнему балансирует на грани более чем серьезного кризиса. Две иллюстрации для начала:
Процентные выплаты по долгу по отношению к ВВП, %. Чемпионы: Ирландия и Италия. Греция вернулась к уровню 2007 г. Правда, тогда она была еще не в рецессии.
Безработица среди молодежи в странах ЕС
Больше о Европе. Пассаж №1:
За все нужно платить, и из ничего не выйдет ничего, как говорил персонаж Шекспира. Едва мы прокомментировали тот факт, что безработица в Германии на фоне нелучшего положения большой части зоны евро снизилась до 6.7%, как приходит сообщение о том, что розничные продажи в самой большой экономике ЕС в феврале упали на 1.1% после падения на 1.2% в январе месяц к месяцу. Разные индикаторы продолжают как будто противоречить друг другу, хотя это уже не поражает. По крайней мере, мы к подобному уже почти привыкли.
Итак, розничные продажи вновь снизились, но местные эксперты не унывают: рынок труда силен, а впереди - еще и повышение зарплат. Как, пишет Bloomberg, IG Metall, немецкий профсоюз, объединяющий 3.6 млн. рабочих металлургической отрасли, требует повышения зарплаты на 6.5% - видимо, посматривая на цену бензина. Очень хорошо для внутреннего спроса, само собой, но доля экспорта (брутто) в ВВП Германии - 47% (для сравнения, в США - 13%, Франции - 25%, Италии - 27%, России - 30%), а, как мы знаем, более 50% экспорта Германии уходит в ЕС. Между тем, ряд достаточно больших экономик ЕС - рынков сбыта Германии - впадает в глубокую рецессию, финансовая система еврозоны находится не в лучшем состоянии "под капельницей" ЕЦБ, в ряде стран применяются меры жесткой экономии, резко ограничивающие там спрос, что вряд ли может способствовать decoupling ядра зоны евро от остальных ее членов.
Кроме всего прочего, гордостью и надеждой Германии был низкий показатель unit labor cost, который обеспечивал ей высокую относительную конкурентоспособность. Теперь, когда немецкие рабочие начинают требовать компенсировать им нынешнюю аномальную - по отношению к состоянию глобального спроса - и, скорее всего, все же монетарную инфляцию, это относительное преимущество, особенно на фоне падения уровня жизни в GIIPS, еще и начнет сжиматься, не вовремя. Потому, по логике вещей, то, на что ставят немецкие эксперты-оптимисты - вовсе не такой уж однозначно позитивный фактор. Умеренные оптимисты прогнозируют все рост экономики Германии на величину менее 1% - на уровне статпогрешности. Подобная величина (0.2% в 4-м кв. 2011 г.) позволила Н.Саркози заявить, что под его руководством Франция оказалась единственной западной страной, которая вообще не показала квартального спада экономики за весь этот кризис.
Испания становится новой Грецией, а премьер-министр Греции уже не исключает, что его стране потребуется еще помощь от troika (Reuters). Премьер же Испании Мариано Рахой в это время обещает перевыполнить план по сокращению бюджетного дефицита на 3.2 проц.пункта, сообщает Bloomberg. И это при том, что он прежде в одностороннем порядке поднял прогноз дефицита бюджета до 5.8% ВВП в этом году, с 4.4%, требуемых от него европейскими спасателями, надеясь, видимо, на бурный рост испанской экономики, которой даже а более реалистичном варианте Рахоя предстоит сократить госрасходы на 34 млрд.евро. "Повышенные обязательства"
Рахоя означают дефицит уже не 5.8%, а 5.3% ВВП. Чего не пообещаешь, чтобы попытаться избежать повторения греческого сценария, который мог бы окончательно уничтожить иллюзию адекватности европейских кризисоборцев - за вычетом М.Драги, который в своей области как раз более чем адекватен
.И пассаж №2:
Решение ФРС не делать ничего нового с денежной политикой, очередное снижение стоимости золота, рост доллара и... скорое повышение зарплат в Германии (на >6% в некоторых отраслях) - что объединяет эти новости? Статья в Bloomberg под заголовком: "Draghi Tested as German Pay Deals Add to Euro Divergence (Испытание готовится для М.Драги по мере того, как ожидаемый рост зарплат в Германии добавляет диспропорций в зоне евро)" наводит на размышления.
И ЕЦБ, и ФРС оказались в схожей ситуации в том смысле, что экономики США и Германии в начале года показывают тренды, указывающие на их более выигрышное положение по сравнению с прочими. ЕЦБ, правда, вынужден действовать в куда более сложном и противоречивом окружении: Германия является частью общей монетарной зоны, поспешно склеенной из экономик, которые сегодня находятся на очень разных стадиях и долгосрочного, и среднесрочного экономических циклов. Следующий график дает представление именно о долгосрочных диспропорциях:
.
.
Чем ближе точки, отражающие ситуацию в той или пой стране к диагональной стрелке, тем лучше состояние их конкурентоспособности - т.е. тем ближе рост зарплат в них к росту производительности труда. Из графика видно явное преимущество Германии с этой точки зрения. Нынешняя "конвергенция" подразумевает отход Германии от экспортной модели роста, но на фоне низких показателей безработицы в этой стране одновременно повышает риск инфляции в стержневой экономике еврозоны в самый неподходящий момент. В это же самое время, периферия, в которой конечный спрос, наоборот, резко падает, остро нуждается в стимулах, возможно, даже во все возрастающих. Более того, речь может идти и о новых жизненно необходимых монетарных инъекциях. Например, только что Олли Рен, главный экономический комиссар ЕС, заявил о том, что Португалии, возможно, потребуется дополнительная материальная помощь (Reuters). Это - прямо скажем, не большая неожиданность.
С другой стороны, и ФРС, и большая часть участников рынка точно знает, что, хотя экономика США сейчас показывает относительно неплохие результаты, эта ситуация нестабильна и может измениться, как только стимулирование прекратится, или ранее того, как в 2010 и 2011 гг. А рынки вообще привыкли к тому, что их периодически снабжают дополнительными стимулами. Нынешняя пауза ФРС после квартального ралли нанесла рынкам удар в уязвимое место: и так слишком долгий активов рост заставляет игроков нервничать.
LIBOR/OIS EUR и USD. Разумеется, ситуация не является нормальной при всех прочих обстоятельствах (например, при текущем уровне ставок и размере денежной базы), и источником проблемы является однозначно Европа, делевередж банковской системы которой вряд ли находится на одном уровне с США по множеству причин, о которых мы говорили. Вдобавок, в Европе "центральный банк является тем местом, куда плохие бонды уходят умирать" по словам Б.Гейтса, лишь постольку поскольку ЕЦБ принимает их в залог. Там не было аналога американской программы TARP, а ЕЦБ постоянно сомневается в необходимости наращивать свой баланс за счет плохих залогов.
Спрэды облигаций Испании (вверху) и Италии (внизу) к Bunds, 2 года и 10 лет. Собственно, особых комментариев не требуется. Всем ясно, откуда дует ветер.
Золото, о котором много говорят в последнее время в связи с его "непривычным поведением". Мы уже говорили об этом и повторим сегодня: намек на возможное прекращение девальвации доллара - из-за экономической ситуации и, особенно, снижения эмиссии - после многих лет ралли в золоте (с перерывами в 2006 и 2008 гг.) также дает хороший повод к коррекции. Подчеркнем последнее: к коррекции. Так или иначе, мы специально подчеркнули технический тренд синим на графике. Мы считаем, что коррекцию однажды спровоцировала перекупленность драгметалла, которая выразилась в слишком сильном отклонении от 200-дневной СС
Курс EUR/USD пока идет в никуда, потому риски тщательно уравновешены, и игроки находятся в состоянии неопределенности. Слабость Европы очевидна, но и будущее QE в США постоянно обсуждается. Поскольку растущий тренд в S&P500 отнюдь не сломлен, не идет речь и о "бегстве в качество". Крайне низкие доходности Trys и Bunds дают мало основания для carry trade, но вообще-то, разница в ставках США/ЕЗ на 2-летних облигациях впервые за 12 месяцев стала положительной - в пользу USD.