Такое развитие событий может быть отражением двух опасных тенденций. Первая – отложенная во времени реакция производителей на сокращение внешнего спроса, косвенным подтверждением чему может быть концентрация падения объемов выпуска именно в экспортно-ориентированных отраслях. Вторая - снижение производства вслед за сокращением фискальных стимулов: после завершения предвыборного периода господдержка ослабла.
Отрицательно на динамике производства могло сказаться и снижение активности кредитования предприятий, темпы роста которого в феврале сократились до 23% г./г. против 26% на конец 2011 г.
Динамика основных отраслей промпроизводства, % год к году
Главный вклад в сокращение темпов роста промышленности, учитывая высокую долю в совокупном индексе, внесли обрабатывающие и добывающие отрасли, в числе которых наиболее сильное замедление роста было отмечено в металлургии, нефтепереработке, химии и добыче, то есть секторах, ориентированных на экспорт. Так объем выпуска в сфере обработки в марте рос втрое медленнее – на 2,4% г./г. после 6,3% г./г. в феврале. То же касается и добычи полезных ископаемых, которая сбавила обороты до 0,8% г./г. против 3,7% г./г. в феврале.
Причем в рамках металлургических и нефтеперерабатывающих производств, формирующих львиную долю внешнего спроса на отечественную продукцию, сокращение промышленной активности наблюдалось по большинству категорий (сталь, стальные трубы, чугун, прокат/бензин, дизельное топливо, мазут). Однако темпы роста выпуска транспортных средств (легковые и грузовые автомобили, автобусы и т.д.), машиностроения, продукции пищевой отрасли, стойматериалов, которые служат индикатором внутреннего потребления, пока не указывают на сильное замедление внутреннего спроса.
Сокращение темпов роста в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды до 1,3% г./г. сопоставимо с 0,8% г./г. в марте 2011 г. и отражает естественное замедление после всплеска, связанного с резким ростом потребления энергии на фоне рекордно низких температур февраля 2012 г.
В целом, по ухудшению промышленной статистики в отдельно взятом месяце после ускоряющегося роста на протяжении почти полугода, судить о формировании какой-либо негативной тенденции преждевременно. В то же время разочаровывающая статистика марта в отсутствие каких либо сильных сигналов ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и сокращения предпринимательской уверенности может служить признаком запаздывающей адаптации российских производителей к сокращению внешнего спроса, что уже находит отражение в ослаблении тенденции к наращиванию запасов и может привести к дальнейшему замедлению экономического роста.
Поскольку в своем решении о ставках ЦБ в большей степени ориентируется на индикаторы внутреннего спроса, а производство товаров, ориентированных на отечественного потребителя, замедлилось не так сильно, мы полагаем, что решающую роль в возможном смягчении монетарной политики для ЦБ будет играть ожидаемая на этой неделе статистика по инвестициям и потреблению".