МОСКВА, 17 апр - ПРАЙМ.
По результатам рассмотрения поданных гражданами заявлений о выборе управляющей копании (УК) или НПФ положительное решение в 2011 году было принято по 5,34 миллиона заявлений граждан. Отрицательное решение было принято по 1,26 миллиона заявлений, что составляет 19,1% от общего количества поступивших заявлений.
"Несовершенство нормативной базы создает все более благоприятные условия для деятельности мошенников, которые при этом сами остаются безнаказанными, так как правоохранительные органы отказывают в возбуждении уголовных дел в связи с тем, что гражданам не наносится ущерба", - объясняет президент НАПФ Константин Угрюмов, слова которого приводятся в сообщении. "Деньги действительно никуда не пропадают, при этом ущерб наносится самим НПФ, как репутационный, так и экономический" - пояснил он.
СЕМЬ НОВОВВЕДЕНИЙ
Одно из ключевых предложений состоит в том, чтобы дать возможность гражданам подавать заявление на перевод накоплений с помощью портала государственных услуг. Другой важной мерой НАПФ считает возможность подавать заявление только один раз в год. Сейчас по закону застрахованное лицо в течение года может подавать неограниченное количество заявлений, из которых удовлетворяется только последнее. НПФ узнают о результатах после окончания года из реестров ПФР. Только в этот момент выясняется, что один и тот же человек за год написал якобы семь заявлений в разные НПФ. Чтобы устранить этот фактор необходимо ограничить переход одним разом в год, по аналогии с обязательным медицинским страхованием.
Передача реестров о поданных заявлениях из ПФР в НПФ должна происходить в течение месяца после подачи заявления застрахованным лицом. В этом случае процесс рассмотрения заявлений приобретет непрерывный характер - заявление от застрахованного лица будет рассмотрено в течение одного месяца после его подачи и реализовано в течение трех месяцев. Подобный порядок соответствует принятому сейчас при вступлении застрахованного лица в программу государственного софинансирования и одновременном написании заявления о переходе в НПФ.
"Одним из основных рычагов воздействия на лиц, фальсифицирующих документы, необходимые для выбора застрахованным лицом страховщика по обязательному пенсионному страхованию, должна стать законодательно установленная система административной и уголовной ответственности, - считает Угрюмов. - Сейчас подобная квалификация преступного деяния законодательно не прописана, и преступники остаются безнаказанными, даже если их имена известны".
В число предложений также входит ограничение прямого перехода граждан из одного НПФ в другой. Для того чтобы гражданин мог сменить один негосударственный пенсионный фонд на другой, ему будет необходимо лично обратиться в отделение ПФР.
"Такой порядок перехода станет просто экономически невыгоден мошенникам, - объясняет Угрюмов - Если же случай мошенничества произошел, мы предлагаем рассматривать претензии граждан в досудебном порядке с последующим признанием договора об обязательном пенсионном страховании (ОПС) недействительным". Это позволит максимально быстро вернуть средства пенсионных накоплений предыдущему страховщику. При этом человек, сфальсифицировавший документы, по словам Угрюмова, обязательно должен понести либо административное, либо уголовное наказание.
Также НАПФ предлагает отказаться от оплаты услуг НПФ по заверению подписей застрахованных лиц. Сегодня за каждое такое заверение ПФР оплачивает НПФ по 4 рубля.
До 20% случаев отказа ПФР в переводе накоплений граждан, связанных с потерей или несвоевременным представлением договоров об ОПС, по мнению НАПФ, можно уменьшить путем введения упрощенной системы перевода. Достаточно будет подписать заявление, в котором гражданин подтвердит свое согласие с условиями страхования. Эти условия будут прописаны в правилах каждого фонда. В этом случае составление дублирующего заявление договора является излишней бюрократической процедурой и снижает риск отказов, когда в результате огромного документооборота договоры граждан порой просто теряются.
"Предлагаемые Минздравсоцразвитием колоссальные штрафы для НПФ за один факт фальсификации документов, совершенный конкретным человеком, наносит прямой ущерб самим застрахованным лицам, которые перевели пенсионные накопления в данный НПФ, поскольку все деньги в НПФ предназначены для выполнения обязательств перед застрахованными лицами", - считает Угрюмов. Также непродуктивны, по его словам, и предложения останавливать деятельность НПФ по ОПС за одно-два нарушения.