Ранее сообщалось, что к 1 мая Брюссель должен определить действенность решения о введении полного запрета на импорт иранской нефти в Европу. Ведь когда 23 января ЕС проголосовал за эти меры, европейскими лидерами двигали, скорее, эмоции, замешанные на большой политике.
Экономический анализ принятого решения - не наносят ли санкции больше вреда Европе, чем Тегерану – предпочли провести позже. Под давлением Италии и Греции - основных потребителей иранской нефти в решение Совета ЕС от 23 января была внесена важная оговорка. Речь тогда шла о том, что ситуация вокруг Ирана и прекращение действующих контрактов на поставки нефти должны быть "вновь проанализированы" 23 апреля на заседании глав МИД стран - членов ЕС в Брюсселе.
Но Италия и Греция в понедельник отказались обсуждать данный вопрос. По словам источника в дипломатических кругах Брюсселя, которого цитирует ИТАР-ТАСС, Италия и Греция опасаются, что отказ от иранской нефти увеличит их затраты на энергоресурсы. При этом обе страны должны выполнять жесткие стабилизационные программы по сокращению своих бюджетных расходов, что, в частности, лишает их маневра в переговорах с альтернативными поставщиками.
Евросоюз ежедневно потребляет около 600 тысяч баррелей нефти (около 20% иранского экспорта). При этом основная доля европейского импорта иранской нефти, около 68%, приходится на Грецию, Италию и Испанию. В Греции доля поставок из Ирана достигает 35%.
Кстати, средняя отпускная цена топлива в Греции в начале 2012 года повысилась на 5-6% после того, как ЕС в конце прошлого года заявил о неизбежности введения нефтяного эмбарго в отношении Тегерана. В ответ на это Иран пригрозил заблокировать судоходство в Ормузском проливе, одном из ключевых морских путей транспортировки нефти из Персидского залива, чего, впрочем, также пока не случилось.
Но прекращение поставок нефти с начала апреля самим Ираном во Францию, Великобританию и Грецию, похоже, лишило европейцев решительности.
В частности, на прошлой неделе директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард высказала предположение о том, что мировые цены на нефть могут возрасти на 20-30% в случае прекращения поставок из Ирана.
"Неожиданный и резкий рост цен будет иметь серьезные последствия для мировой экономики" до тех пор, пока другие страны-экспортеры не восполнят этот пробел, подчеркнула Лагард, слова которой приводит иранское агентство "Фарс".
По мнению экспертов, европейцы, похоже, попали в ловушку, поддавшись настоятельным требованиям США ввести запрет на экспорт в ЕС иранской нефти. При этом в отличие от Европы американцы иранскую нефть не потребляют, напомнил ПРАЙМ глава Rustnergy Михаил Крутихин. Он считает, что баланс на нефтяном рынке может быть нарушен только в том случае, если будет перекрыт Ормузский пролив – и для ЕС это чревато более серьезными последствиями, чем для Ирана. С коллегой согласен и гендиректор Фонда национальной безопасности Константин Симонов. Он не спешит считать чисто пропагандистскими заявления Министерства нефтяной промышленности Ирана о том, что эмбарго не является шоком для страны, а создаст куда больше проблем самим европейцам. Ведь при желании Иран сможет быстро закрыть брешь в поставках Китаем и странами Юго-Восточной Азии.
Ирина Столярова, ПРАЙМ