По словам юристов, сейчас "черные списки" пилотов не имеют юридической силы, но закону не противоречат. В случае с пассажирами все сложнее – суды могут быть завалены исками с обвинениями в дискриминации.
"АВИАДИСКРИМИНАЦИЯ" В ДЕЙСТВИИ
Неадекватные пассажиры, по мнению главы крупнейшего российского авиаперевозчика "Аэрофлот"
Вот один из недавних случаев. В марте во время перелета из России в Доминиканскую республику на самолете "Трансаэро" один из пассажиров устроил дебош и угрожал членам экипажа. По прибытии в местный аэропорт представители авиакомпании отказали этому пассажиру в обратном перелете в Москву.
Глава подкомитета Госдумы по воздушному транспорту Андрей Андреев вспомнил случай, когда пьяные пассажиры раскачивали лайнер во время полета.
Списки пилотов также необходимы: когда в "Аэрофлоте" увольняют пилотов за трудовые нарушения, они устраиваются в другие авиакомпании и там их берут, потому что в РФ дефицит пилотов, пояснил Савельев.
Идею поддержал и глава Росавиации Александр Нерадько. По его словам, инициативу следует провести через нижнюю палату, чтобы придать ей характер закона.
При этом в Госдуме подчеркивают, что о "черных списках" можно говорить только в том случае, если будут продуманы критерии включения в них пилотов и пассажиров.
Глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев считает, что вопрос дисциплины в транспортной сфере должен быть рассмотрен комплексно. Такие пассажиры бывают и на железной дороге, и на речных судах, и в автобусах, и в метрополитене, пояснил он.
ИДЕЯ СОЗРЕЛА
Савельев обещал, что с идеей внесения таких поправок в очередной раз выступит "Аэрофлот", но, по словам Андреева из Госдумы этого пока не произошло. Между тем, с аналогичным законопроектом по изменению Воздушного кодекса (ВК) РФ в апреле этого года выступила думская фракция ЛДПР.
Сейчас ВК РФ предусматривает право перевозчика в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира (и груза) по ряду оснований, но статьи о праве перевозчика отказать в самой продаже билета нет. Более того, компания не может сделать этого даже по отношению к пассажиру, который уже дебоширил на ее рейсах.
ЛДПР-овцы предложили разрешить отказывать в продаже билета тем пассажирам, которые за последние пять лет нарушали правила поведения на борту самолета и создавали тем самым угрозу безопасности полета либо жизни и здоровью других пассажиров.
Как отмечают парламентарии, в настоящее время большинство зарубежных авиакомпаний, столкнувшихся с неоднократными нарушениями правил поведения пассажиров на борту самолета, публикуют на своих сайтах "черные списки" тех, кому впоследствии отказывают в заключении договора воздушной перевозки.
Подобные базы данных формирует и ряд российских компаний - "Аэрофлот", "Трансаэро"
По словам Андреева, в ближайшее время депутаты приступят к рассмотрению законопроекта от ЛДПР. Один из авторов данного законопроекта, депутат Ярослав Нилов, выразил надежду на то, что данная инициатива будет рассмотрена Госдумой в первом чтении до конца весенней сессии.
При этом он не исключил, что в Думу может быть внесен альтернативный законопроект правительства РФ или депутатов "Единой России", который в дальнейшем может быть принят вместо проекта, внесенного оппозицией.
БУКВА ЗАКОНА
Пока закон в России не позволяет создать такие списки, отмечает Савельев.
Опрошенные РАПСИ российские адвокаты признали, что идея Савельева противоречит закону. Если человеку отказано в покупке авиабилета или человека, который уже приобрел билет, не пускают на борт из-за того, что он числится в "черном списке", это явные нарушения, пояснили они.
В этом случае у авиакомпаний могут возникнуть серьезные проблемы, в том числе финансового характера. Защитники полагают, что пассажиры, попавшие в список, завалят суды исками против авиакомпаний и выиграют процессы, так как будут нарушены их права, в том числе как потребителей услуг.
Таким образом, реализация данной задумки невозможна - авиакомпании засудят за нарушения законодательства, констатируют адвокаты. Вместе с тем они выразили активную поддержку идеи о создании "черного списка" пассажиров, неадекватно ведущих себя на борту. Адвокаты были бы счастливы, если бы их "обезопасили от идиотов".
В свою очередь, председатель Общества по защите прав потребителей "Общественный контроль" Михаил Аншаков полагает, что подобные списки ущемляют права граждан. "Урезать вас в правах может только суд", - отметил он.
КНУТ И ПРЯНИК ДЛЯ ПИЛОТА
Создание "черного списка" пилотов, по мнению адвокатов, не противоречит закону, и делать это вправе любые компании. Предприятия также, с юридической точки зрения, ничем не рискуют, отказываясь принять на работу кандидата, числящегося в "черном списке".
Адвокаты отметили, что целесообразно делать единую базу, а не только "Аэрофлота". При этом никакой юридической силы этот документ иметь не будет и проблему безопасности на воздушном транспорте не решит, подчеркивают они. По мнению адвоката Игоря Трунова, создание "черных списков" равнозначно сатире в стенгазете - никакого влияния на поведение пилотов они иметь не будут. "Эта мера ни о чем, когда речь идет о таком количестве жизней", - возмутился Трунов.
В свою очередь, адвокат Алексей Мельников высказал опасение, что в такой список могут попасть просто неугодные авиакомпании сотрудники, а не "достойные кандидаты". Нужны четкие критерии для дисквалификации таких людей, и это задача государства, полагает он.
По словам Нерадько, в настоящее время на сайте Росавиации публикуется информация по членам экипажа, совершившим грубые проступки. В частности, о тех, кто был замечен в употреблении алкоголя на рабочем месте, и это было скрыто при проведении предполетного медицинского осмотра, сказал он.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ
По мнению адвокатов, решение проблемы безопасности авиаперевозок – в повышении зарплаты пилотов, обеспечении их отдыха и ужесточении наказания за пьянство за штурвалом. Также они сочли, что раз авиакомпании выступают с инициативой создания "списков неугодных", то было бы неплохо создать "черный список" и самих авиаперевозчиков.
По словам Москвичева из думского комитета, "черные списки" может заменить введение повышенных штрафов для пассажиров-нарушителей. Речь идет о сумме 500 тысяч рублей или больше. Если это не подействует, тогда можно применить более жесткие меры ответственности.
Аншаков из "Общественного контроля" тоже уверен, что бороться с "неадекватом" на борту самолета надо другими способами. В частности, авиакомпания может делать это уже после полета, кроме того, перевозчик может привлекать особое внимание бортпроводников к "проблемным" гражданам, сказал он.
В качестве мер борьбы с агрессивными пассажирами упоминается запрет на употребление алкоголя, купленного в duty free. В некоторых аэропортах мира напитки из duty free не выдаются пассажиру, а поступают прямо на борт, покупатель получает их уже по прилету.
В России же пока все зависит от политики авиакомпании. Некоторые их них, как, например, "Газпромавиа" и "Атлант-Союз", не приветствуют распитие спиртных напитков во время полета. Компании не предлагают пассажирам алкоголь на борту даже за деньги. "Аэрофлот" уже давно ввел запрет пить принесенное с собой спиртное, горячительные напитки пассажиры должны покупать на борту. Такая же политика у "Трансаэро".
А вот "КрасЭйр" более лоялен - спиртное из duty free у них на борту пить можно. Ряд компаний - "ЮТэйр"
Наталья Карнова, ПРАЙМ