КТО ЗА?
С инициативой решительного перехода России к преимущественно безналичным расчетам летом прошлого года выступил Сбербанк (один из учредителей проекта "Универсальная электронная карта"). Президент банка Герман Греф тогда привел оценки наличности в российский экономике – в 11,9%. Это вдвое превышало показатели США (6,6%). В этом отношении Россия также заметно отставала от развивающихся стран –в частности, Бразилии (4,2%) и Мексики (5,3%). Из-за популярности "живых денег", подсчитали в Сбербанке, российский бюджет ежегодно недополучает налогов до 8% ВВП.
Минфин выразил озабоченность этим обстоятельством. В частности, Антон Силуанов на Гайдаровском форуме в январе этого года вполне определенно высказался за ограниченное хождение наличных денег, питающих теневой сектор экономики – а, по данным Росстата, это 30% ВВП (оценка Сбербанка еще мрачнее: 40% ВВП). Приведенные Силуановым цифры также не оставляли сомнений в том, что "налички" в стране слишком много: 25% от денежной массы. Для сравнения: в развивающихся странах — 15%, в развитых — 7-10%. В перечень платежей, которые глава Минфина принудительно хотел бы перевести в безналичную форму, попали и зарплаты.
Вслед за Сбербанком и Минфином горячую поддержку "безналичному проекту" выразила Ассоциация российских банков. Там даже подсчитывали вероятный экономический эффект: "В случае снижения доли наличных денег до уровня сопоставимых по рейтингам развивающихся экономик – 14–18% – национальная банковская система способна получить дополнительных ресурсов в размере 2,2–2,5 триллионов рублей в виде депозитов до востребования", — говорилось в опубликованном минувшей зимой докладе ассоциации.
КТО ПРОТИВ?
Но едва ли энтузиазм банкиров и финансовых чиновников разделит малый и средний бизнес. Торговцы средней руки – те же автосалоны – наверняка будет сопротивляться эквайрингу (расчетам пластиковой карточкой), как источнику дополнительных издержек: ведь придется закупать терминальное оборудование и производить отчисления банкам. Российская торговая точка, принимающая карты, вынуждена отчислять банку от 2% до 4% от суммы транзакции, что, к слову, намного больше, чем за рубежом.
Показательно то крайне неспешное движение к безналичным расчетам, которое демонстрируют крупнейшие российские ритейлеры. Французская сеть гипермаркетов "Ашан" начала принимать в России карты Visa только с начала этого года. Ранее так поступили другие крупные участники продовольственного рынка: X5 Retail Group (магазины "Карусель", "Перекресток", "Пятерочка"), "Магнит", "O`Keй", Metro Cash & Carry и другие.
Между тем мелкие магазины явно не спешат следовать их примеру. Не говоря уж о том, что, при высоких темпах развития сетевой торговли, она, согласно Росстату, в прошлом году едва составляла пятую часть розничного оборота в стране. Иными словами, "пластик" сегодня принимает пока крайне незначительный процент российской розницы. Здесь предпочитают кэш.
Евгений Карасюк, ПРАЙМ