Статья

Страховщики не спешат "привязывать" ОСАГО к водителю

Читать на сайте 1prime.ru

, так как это потребует внесения изменений в законодательство, в том числе и в ГК, а также значительной корректировки технологической базы страховых компаний, считают страховщики, опрошенные агентством "Прайм".

В среду депутаты ЛДПР внесли в Госдуму законопроект, предлагающий изменить порядок и условия обязательного страхования гражданской ответственности так, чтобы водитель оформлял полис ОСАГО лично на себя без привязки к транспортному средству.

Сейчас полис ОСАГО регистрируется на конкретный автомобиль и в него вписывается ограниченное количество водителей. При этом стоимость полиса зависит от возраста и стажа самого молодого и наименее опытного водителя. Собственник транспортного средства может приобрести полис с неограниченным кругом водителей, однако стоимость такого полиса будет значительно больше.

По мнению одного из авторов законопроекта депутата Ярослава Нилова, обладая личным страховым полисом, водитель будет вправе управлять любой машиной, которая находится у него в собственности. А при наличии соответствующей доверенности, с согласия или в присутствии владельца другого транспортного средства, он сможет садиться за руль и другого ТС без необходимости вписывания его в какой-либо страховой полис. Он подчеркнул, что на стоимость полиса ОСАГО будут влиять лишь возраст, стаж и аварийность того или иного водителя.

"Данная инициатива достаточно интересна с той точки зрения, что, возможно, обеспечит более справедливое распределение финансовой нагрузки на автолюбителей, позволив более опытным водителям оплачивать в среднем меньшую страховку. Что касается возможности допуска другого водителя к управлению авто без внесения лица в страховой полис, это уже побочный эффект от внедрения данной инициативы", - отметил директор по страхованию автогражданской ответственности центра управления обязательными видами автострахования компании "Альянс" (ранее – РОСНО) Андрей Антохонов.

С ним согласился директор департамента автострахования компании "ЭРГО Русь" Алексей Якушин, который также назвал инициативу достаточно интересной, но отметил, что она требует детальной проработки.

БОЛЬШИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ…

Страховщики полагают, что данную инициативу осуществить в теории можно, но на практике это потребует внесения значительных изменений в законодательство, вплоть до Гражданского кодекса.

"Совсем "отвязать" водителя от машины нельзя, так как сам по себе человек, даже с водительским удостоверением хоть и опасен, но не настолько, как в тех случаях, когда он управляет источником повышенной опасности", - считает руководитель управления методологии обязательных видов "АльфаСтрахования" Денис Макаров.

По его мнению, повышенная опасность автомобиля предусматривает определенные особенности владения им, поменять их можно только с помощью изменения законодательства, начиная с Гражданского кодекса РФ.

Тем не менее, эксперт отмечает, что законодательство поменять вполне реально, нужно только правильно спланировать действия государственных органов. "Как минимум, нужен единый реестр транспортных средств, со всей историей ДТП, КоАП, страхование и тому подобное, а также нужен единый реестр водителей со всеми историческими данными (ТС, ДТП, КоАП, страхование)", - добавил Макаров.

… И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ

При этом все опрошенные участники страхового рынка отмечают, что реализация этой инициативы не является простым делом.

"Действующая ныне система работает в течение 9 лет, причем текущие тарифы все еще нуждаются в актуарной корректировке. Разработка же принципиально иного подхода в системе ОСАГО требует построения модели, для которой на текущий момент недостаточно данных", - считает Антохов.

Он отмечает, что помощь в этой ситуации может оказать автоматизированная информационная система (АИС) ОСАГО, которая должна заработать с 2013 года. Предполагается, что АИС ОСАГО будет объединять данные по всем страховым компаниям, что позволит по прошествии времени построить соответствующую модель, считает Антохов.

По мнению Якушина из "ЭРГО Русь", необходимо также договориться о модели определения страховой премии, в том числе и по территориальному признаку. "Сейчас стоимость полиса ОСАГО учитывает показатели аварийности в каждом конкретном регионе через территориальные поправочные коэффициенты к базовому тарифу", - отмечает он.

НЕЯСНЫЕ СРОКИ

Оценивая предложенную инициативу, страховщики разошлись в оценке, через сколько лет такая система сможет заработать.

"Конечно, предложенная инициатива, в случае, если она будет реализована, потребует от страховых компаний определенных действий, связанных с модификацией своих процессов. Тем не менее, если подобная схема будет поддержана водителями, страховое сообщество сделает все возможное для того, чтобы ввести новую систему в максимально короткие сроки", - считает Якушин.

В свою очередь Антохов полагает, что такая возможность может появиться не ранее 2014-2015 года.

Макаров же менее оптимистичен на этот счет. Он полагает, что если приложить максимум усилий, то можно справиться за 3-5 лет.

Елена Афанасьева, ПРАЙМ

Обсудить
Рекомендуем