Статья

Конец проблемы "последней мили"

Читать на сайте 1prime.ru

Информация о намерении объединить Федеральную сетевую компанию (ФСК), управляющую магистральными электросетями, и ОАО "Холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК)", две компании с государственным участием, в чьем ведении находятся региональные распределительные сети, вызвала падение капитализации обеих.

Несмотря на это, сторонники объединения считают его стратегически правильным: оно позволит расширить инвестиционную программу строительства новых сетей и повысит надежность электроснабжения потребителей.

Как первый шаг будущего слияния можно воспринимать передачу ФСК функций по управлению Холдингом МРСК, одобренную на днях Федеральной антимонопольной службой (ФАС).

"Это решение позволит обеспечить единый подход к реализации технической политики и принципов управления электросетевым комплексом России, вести четко скоординированную работу по его эффективному развитию и модернизации на инновационной и высокотехнологической основе, проводить единую инвестиционную, финансово-экономическую и кадровую политику, планомерно снижать издержки. Создание единых правил повысит уровень надежности электроснабжения, а также прозрачность и эффективность в вопросах технологического присоединения потребителей", - так прокомментировала решение антимонопольного ведомства ФСК.

По мнению компании, объединение потенциалов двух компаний ускорит создание Сетевого кодекса, регламентирующего общие принципы и подходы к деятельности предприятий электроэнергетического комплекса, а в конечном счете позволит повысить экономическую эффективность российской электроэнергетической отрасли в целом и позитивно скажется на потребителях.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

С такой оценкой отчасти согласен Матвей Тайц из ИК "Уралсиб Кэпитал". По его словам, усиление роли государства в объединенной компании приведет к тому, что ее деятельность сфокусируется на повышении надежности и больших инвестпрограммах. Вместе с тем эксперт считает, что задачи, которые государство ставит перед объединенной компанией, сформулированы недостаточно четко, что вызывает настороженность у акционеров-частников, которые заинтересованы получить отдачу за вложенные средства.

По мнению Сергея Горбылева из юркомании "Юков, Хренов и партнеры", интересы миноритариев (в МРСК им принадлежит около 46%) не будут ущемлены после объединения. "Я думаю, что при совершении сделки были выработаны совместные взаимовыгодные решения, при этом интересы миноритариев были учтены в наиболее полном объеме. Ведь их игнорирование в данной ситуации было бы просто нелогичным", - считает Горбылев.

Как отмечает эксперт, результаты работы компании ФСК за последнее время "были достаточно хороши", а МРСК "была менее прибыльной". Сразу после объединения, по мнению собеседника агентства, рентабельность компании может снизиться, но об эффективности сделки можно будет судить только по итогам финансовой отчетности.

Михаил Расстригин из "ВТБ Капитал" полагает, что перспективы объединенной компании зависят от долгосрочных задач, которые перед ней поставлены. При этом одним из сценариев для эффективного развития он считает приватизацию региональных сетевых компаний, которыми сейчас управляет ОАО "Холдинг МРСК". "Все будет зависеть от того, как будут развиваться региональные компании и каким будет качество управления ими", - сказал аналитик.

КОНЕЦ "ПОСЛЕДНЕЙ МИЛИ"

ФАС, одобрив сделку по передаче ФСК прав, позволяющих осуществлять функции единоличного исполнительного органа ОАО "Холдинг МРСК", указала в своем решении, что ФСК в течение года после совершения сделки должна будет продать девять принадлежащих ей региональных энергосбытовых компаний. В противном случае группа лиц ФСК будет совмещать деятельность по передаче электрической энергии с деятельностью по купле-продаже электрической энергии, что противоречит антимонопольному законодательству.

На чем сходится большинство экспертов, так это на том, что реформа в электросетевом хозяйстве позволит решить так называемую проблему "последней мили". Суть ее в том, что крупные электропотребители по сложившейся схеме заключают договоры на электроснабжение с компаниями МРСК, в аренде у которых находятся точки поставки, в то время как фактически электрические мощности поставляет ФСК.

Крупные потребители, чтобы снизить свои издержки, предпочитают перезаключать договоры непосредственно с ФСК, что становится причиной недовольства распределительных компаний и все чаще влечет судебные разбирательства, в том числе с астрономическими суммами исков.

Обсудить
Рекомендуем