ЕСЛИ ЕЗДИТЬ, ТО С ШИКОМ
Богатеют россияне или нет – вопрос спорный. Но, по данным Ernst&Young, на автомобили они точно стали тратить больше. Только за июнь оборот российского авторынка вырос почти на 30%, при этом в количественном отношении рост составил лишь 14%. Средняя цена автомобиля, купленного в России, в июне достигла отметки в 794 тысяч рублей, а по итогам полугодия составила 790 тысяч рублей. До максимума в 809 тысяч рублей средняя цена автомобиля поднималась в марте, отмечают авторы исследования.
Подобные исследования по российскому рынку проводят регулярно, хотя и несистемно. Так, в августе прошлого года средняя цена купленной в РФ легковушки составляла 24,7 тысяч долларов (чуть более 700 тысяч рублей по тогдашнему курсу), посчитали в PricewaterhouseCoopers (PwC). По данным того же PwC, в первом полугодии 2010 года средний автомобиль в России стоил 18,3 тысячи долларов (порядка 550 тысяч рублей все в том же пересчете на курс).
В кризис, по подсчетам аналитического агентства "Автостат", средняя цена нового автомобиля в России упала с 23 до 19 тысяч долларов. Таким образом, рост цен после кризисного провала налицо.
Эксперты связывают это с несколькими факторами. Во-первых, рост рынка в целом, во-вторых, удорожание самих автомобилей, и, наконец, в третьих – усиливающийся интерес покупателей к премиум-сегменту и внедорожникам. Кроме того, наши граждане еще не утолили "товарный голод" с тех времен, когда даже автохлам был роскошью, а качественных машин не было вовсе. К сугубо экономическим причинам относится развитие автокредитования.
До кризиса картина была несколько иной – цены ниже, рост масштабнее. Так, согласно отчету аналитического агентства "Автостат", средняя цена легкового автомобиля в 2007 году составляла без малого 20 тысяч долларов (около 480 тысяч рублей). Еще в 2004 году средняя стоимость одного автомобиля была чуть более 11 тысяч долларов, то есть за три года она выросла почти в два раза, отмечал тогда "Автостат". Аналитики объясняли это стремительным ростом спроса на иномарки и снижением курса доллара.
ХОТЕТЬ НЕ ЗНАЧИТ МОЧЬ
Впрочем, желания россиян гораздо скромнее, чем их покупки по факту. Так, по данным проведенного в мае 2012 года ВЦИОМ опроса, средняя сумма, которую наши граждане планировать потратить на приобретение автомобиля, составила менее 13 тысяч долларов. Она по сравнению с 2011 годом снизилась почти на 400 долларов. Как-никак, согласно Росстату, средняя зарплата россиян в июне 2012 года составила 28 232 рубля. Иными словами, на покупку автомобиля стоимостью 800 тысяч рублей среднему гражданину РФ придется копить годами.
Больше прочих категорий на покупку планируют потратить россияне 35-44 лет с высшим образованием, живущие в городах-миллионниках. В Москве и Санкт-Петербурге сумма покупки достигает уже 20,5 тысяч долларов, что примерно сопоставимо с оценками Ernst&Young.
Возможно, все дело в разнице методологий подсчета. Но не исключено, что первоначально люди рассчитывают свои возможности, исходя из объективных факторов, а в процессе выбора автомобиля понимают, что желаемый вариант стоит дороже, и начинают искать варианты. Кто-то "затягивает пояса", кто-то занимает в долг у друзей или родных, а кто-то просто берет кредит в банке. Последний вариант встречается сейчас все чаще. По свежим прогнозам Росбанка, в 2012 году рынок автокредитования вырастет на 73%. Аналогичная картина наблюдалась и в прошлом году.
Наталья Карнова, ПРАЙМ