Не время идти против природы, - Иван Чакаров и Наталья Сусеева, ИК "Ренессанс Капитал"

Читать на сайте 1prime.ru

Ситуация с урожаем хотя и менее радужная, чем в прошлом году, все-таки не такая плохая, как в 2010 г. Складывается впечатление, что анализ текущей ситуации с зерновыми культурами в России сосредоточен исключительно на сопоставлении с выдающимся урожаем 2011 г. и ожидающимся низким урожаем 2012 г. В 2011 г. урожай зерновых составил 94 млн тонн, а Министерство Сельского Хозяйства недавно понизило прогнозы на 2012 г. до 85 млн тонн. Российский Зерновой Союз прогнозирует урожай на уровне 80-85 млн тонн, в то время как независимая компания СовЭкон рассчитывает всего на 80 млн тонн. Если оправдается последний прогноз, это означает существенное 15% снижение урожая зерновых относительно показателей 2011 г., но тем не менее примерно на 20 млн тонн превышает (низкий) урожай зерновых 2010 г. Что более существенно, данный прогноз в целом согласуется с долгосрочными объемами производства зерновых на уровне 81,7 млн тонн (Рисунок 2).

Баланс спроса и предложения на рынке зерновых культур в 2012 г. не указывает на резкое увеличение цен на продовольствие. В конечном итоге цены на продовольствие должны определяться избыточным спросом и предложением зерновых внутри страны. Как показывает график на Рисунке 2, долгосрочный годовой объем потребления зерна составляет порядка 72 млн тонн. Немаловажным является тот факт, что в ситуации естественных колебаний объемов производства зерновых в зависимости от погодных условий потребление зерновых остается достаточно стабильным на протяжении последних 15 лет. Таким образом, допуская возможность выполнения худшего из нынешних сценариев с падением урожая до 80 млн, у России все равно остается возможность для экспорта излишков зерна.

Повышение основных ставок в условиях замедления пусть даже достаточно стабильного экономического роста также с трудом поддается обоснованию. Вне зависимости от столь активно обсуждаемого урожая зерновых, ЦБ РФ необходимо найти правильный баланс между риском инфляции и опасностью замедления экономического роста. Хотя инфляция по итогам года (с декабря по декабрь), скорее всего, выйдет за границы поставленной ЦБ РФ цели в 6,0% (наши прогнозы предполагают инфляцию на уровне 6,5%), это будет связано с непредсказуемым и временным скачком цен на продовольственные товары. Несмотря на достаточно высокие показатели экономического роста, общая динамика продолжает указывать на снижение, а темпы роста ВВП во втором квартале 2012 г. с корректировкой на сезонность в годовом исчислении сократились на 2,1%. Эти цифры основаны на прогнозируемом Министерством Экономике росте ВВП во втором квартале 2012 г. на 3,9% в годовом сопоставлении (рост ВВП в первом квартале 2012 г. в годовом сопоставлении составил 4,9%), Росстат может пересмотреть эти показатели в сторону повышения, хотя любой возможный рост будет недостаточно значительным, чтобы существенно повлиять на общую картину замедления темпов экономической активности (Рисунок 3).

ЦБ РФ только прибавит авторитета среди инвесторов, отказавшись действовать вопреки естественному развитию ситуации. Существует мнение, что ЦБ РФ может вынашивать планы по повышению ставок, чтобы укрепить свою новую политику контроля инфляции. Предположительно, это должно повысить уверенность в выбранной им политике, несмотря на то, что подобная репутация будет завоевана ценой утраты определенного экономического роста, поскольку повышение ставок должно оказать сдерживающий эффект. По нашему мнению, подобный курс будет в корне неверным и вызовет совершенно противоположный по сути эффект утраты доверия, завоеванного ЦБ РФ в последнюю пару лет. Правильная политика Центробанка, ориентированного на сдерживание инфляции, заключается в сопротивлении соблазну повысить процентные ставки в ситуации замедления экономического роста, увеличения инфляции под давлением снижающегося предложения и неблагоприятных внешнеэкономических факторов. Мы считаем, что ЦБ РФ стоит следовать модели поведения, выбранной в 2010 г., когда он совершенно оправданно отказался повышать ставки даже в ситуации трехкратного роста инфляции в сегменте продовольственных товаров (Рисунок 1).

Обсудить
Рекомендуем