Статья

Минус миллиард

Читать на сайте 1prime.ru

Капитализация HTC снизилась с начала текущей недели примерно на миллиард долларов. Акции компании потеряли около 15% в течение двух дней торгов на тайваньской фондовой бирже, достигнув минимума за последние два года. Это продолжение печального тренда: с весны акции НТС подешевели почти втрое. Как компания может демонстрировать такие результаты, когда ее основной рынок переживает бум? Или рост рынка всего лишь фикция?

РЫНОК РАСТЕТ

Рынок смартфонов огромен и растет ударными темпами. Он вырос, по данным исследовательской компании Canalys, на 47%, в штучном выражении за второй календарный квартал 2012 по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. При этом рост рынка за тот период, по данным той же компании Canalys, от компьютеров составил 1,5%, а планшетов – 75%. Но смартфонов было продано 108,7 миллионов, компьютеров – 84,7 миллиона, планшетов – 13,7 миллионов.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

В свое время НТС одной из первых выпустила смартфоны на платформе Android, и это вывело компанию в лидеры рынка. Но сейчас НТС даже не входит в пятерку лидеров рынка. По данным IDC, за второй квартал 2012, в ней значатся Samsung, Apple, Nokia, ZTE и LG, занимающие соответственно 32,6%, 16,9%, 6,6%, 5,7% и 5,2%. HTC оказалась в категории «прочие». Этому предшествовало плавное падение рыночной доли НТС. По данным IDC, с третьего квартала 2011 года по первый квартал 2012-го компания снизила свою рыночную долю с 8,9% до 4,8% в штучном выражении и с того момента оказалась в «прочих».

Продажи компании в штучном выражении практически не росли, а рынок постоянно увеличивался. Компания остается прибыльной: чистая прибыль HTC за второй квартал текущего года составила примерно 247 миллионов долларов. Но она сократилась на 58% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года и оказалась ощутимо ниже ожидаемого уровня. На это и отреагировали инвесторы, начавшие избавляться от акций НТС.

При этом у компании были те же самые проблемы, что и у большинства других субъектов рынка – патентные споры, не совсем удачные инвестиции в смежные проекты и т.д. Однако при этом Samsung наращивал свою долю, а НТС ее теряла.

ПРИЧИНА УДАЧ КОНКУРЕНТА

Она ровно в том же, в чем причина неудач НТС. Они смогли создать для рынка оптимальное предложение, а НТС – нет. В результате продукция компании не попала ни в топовый ценовой диапазон, в котором бал правят Apple и Samsung, ни в массовый рынок, на котором активно работают десятки китайских производителей, включая выбившуюся в пятерку лидеров компанию ZTE.

Ассортиментная политика Apple сводится к единственной модели смартфона, повторить которому не удастся никому. Samsung пошел диаметрально противоположным путем, выпустив на рынок линейку смартфонов с разными диагоналями экранов, на разных платформах (сейчас – Android и Bada, осенью к ним прибавится Windows Phone), в разных ценовых диапазонах. В результате каждый пользователь может подобрать для себя оптимальное устройство из предложения мирового производителя.

Политика Samsung весьма успешна даже на насыщенных и высококонкурентных рынках, например, на европейском. По обнародованным в среду данным Kantar Worldpanel ComTech, за последние 12 недель на рынке смартфонов пяти крупнейших европейских стран – Великобритании, Германии, Франции, Италии и Испании – модели Samsung занимают 45% в штучном выражении.

ЗАПОЗДАЛАЯ РЕАКЦИЯ

Реакция НТС на обвал акций – расширение модельного ряда. По данным из различных источников, поступивших в среду, НТС планирует выпуск смартфона с пятидюймовым экраном, имеющим разрешение full-HD. Эта модель будет конкурировать с Galaxy Note, по-своему революционном устройстве Samsung, которое появилось осенью прошлого года и, по сути, сформировало нишу смартфонов с крупными дисплеями. Ответ НТС запоздает почти на год, а Samsung тем временем уже продал более 7 миллионов таких устройств.

Александр Маляревский, ПРАЙМ

Обсудить
Рекомендуем