ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ ЗЕРНО
За обсуждением последствий засухи, выразившимся в росте цен на муку, неизбежно следует вопрос: что будет с хлебом? Обычно рост себестоимости товара отражается на его конечной цене, но в случае с хлебом в этом нельзя быть до конца уверенным.
В свежем номере правительственная «Российская газета» провела опрос экспертов, заключивших, что страну ждет 10-15%-ное повышение стоимости «главного социального продукта». Тема открывает выпуск новостей на нескольких телеканалах.
Тревогу бьет и Российский союз пекарей (РСП), правда, уже по другому поводу. Производителей возмущает охватившая страну кампания в поддержку низких цен на хлеб разного рода нерыночными методами: прежде всего, административной «заморозкой» цен. Невзирая на значительное подорожание муки – в полтора раза всего за пару месяцев – чиновники, по словам хлебопеков, вынуждают их работать по старым ценникам. «Что это за экономика?», – негодует президент РСП Анатолий Косован. Он утверждает, что батон нормального хлеба просто не может стоить дешевле 10 рублей.
КРОХИ СТАТИСТИКИ
Истоки повышенного внимания к ценам на хлеб обнаружить несложно. В советские времена буханка белого или черного действительно была если не основой рациона, то важнейшей его частью. Но за последние 20 лет некогда главенствующая роль хлеба непрерывно снижется: за последние четыре года его потребление сократилось как минимум на 5 кг в расчете на человека, и это при том, что средняя зарплата россиян за тот же период увеличилась на 60% .
По данным Российского зернового союза, «наиболее обеспеченные» россияне потребляют 108 кг, «менее обеспеченные» – 88 кг. Что такое 88 кг? Это менее чем 250 грамм хлеба в день, или до 450 рублей в месяц в розничных ценах. То есть, примерно 1,5% от средней заплаты по России, если судить по июньским данным Росстата. В весовом отношении цифра не так уж далека от 70 кг фруктов, которые, по свежим расчетам аналитиков «Финэкспертизы», за год съедает средний россиянин и, что, несомненно, намного чувствительнее для кошелька, чем хлеб. Но никто не делает трагедии из сезонного подорожания яблок, вишни или, допустим, бахчевых культур, называя его «социальной инфляцией».
Тем временем хорошо известна легкость, с какой рядовой потребитель поддается внушению и панике. Достаточно вспомнить «соляные бунты» или, скажем, дефицит гречки, когда объективные причины (те же засуха и низкий урожай) спровоцировали истерию, заставлявшую людей сметать крупу с магазинных прилавков. Многолетняя защита хлеба от безжалостной конъюнктуры рынка ведет к тому, что в 10-15% (фактически 2-3 рублях), добавленных к старой цене – видится катастрофа.
ЗАЧЕРСТВЕЛИ
В связи с этим уместно вспомнить Леонида Мерзона, главу московской пекарни «Боско Л», в своем интервью журналу "Секрет фирмы" охарактеризовавшего отраслевые правила, как «идиотские». «У нас непрекращающийся кризис. С хлеба давно пора на публичном уровне снять клеймо социального продукта. Что мы хотим сказать дешевизной хлеба? Что это третьесортный продукт, а пекари третьесортные люди?». Сказано словно вчера. В действительности же дело было восемь лет назад. Хлебная отрасль демонстрирует завидное постоянство – не подвластная ни времени, ни инфляции.
Евгений Карасюк, ПРАЙМ