Правительство РФ в июне утвердило окончательный план приватизации крупных активов, согласно которому 25% минус одна акция РЖД планируется продать в 2012-2013 годах. Глава железнодорожной монополии тогда же заявил, что считает нереальной приватизацию 25% минус одна акция компании в 2012-2013 годах и делать это надо после 2015 года, когда будет завершен запрограммированный этап реформирования и стабилизация на финансовых рынках. При этом Якунин добавил, что, если власти сочтут необходимым продавать акции именно в эти сроки, "будем думать, что будем делать".
ВСЛЕД ЗА ТРАНСКОНТЕЙНЕРОМ
В интервью Independent Якунин сказал, что Лондон является предпочтительным местом для размещения, и, по его личному мнению, одним из аргументов в поддержку размещения акций на бирже является проведение IPO российского железнодорожного контейнерного оператора ОАО "ТрансКонтейнер"
"Мы работаем в Лондоне много лет, и мы знакомы этому рынку. (...) Я отдаю предпочтение этому месту, здесь самые серьезные инвесторы", - сказал Якунин, добавив что за три года ситуация может измениться.
Глава РЖД не исключил, что может быть принято решение о размещении части акций РЖД в Лондоне и части - в России.
НЕ БОЛЬШЕ 10-15%
Аналитики, опрошенные агентством "Прайм", считают, что при IPO РЖД стоит продавать инвесторам не более 10-15%.
По предварительным расчетам аналитика ИФК "Метрополь" Андрея Рожкова, вся компания может быть оценена в 1,5-1,7 триллиона рублей.
"Поэтому даже 10-процентного пакета, оцененного в 150 миллиардов рублей, может оказаться достаточно для первичного размещения. Это создаст высокую ликвидность и не вызовет избытка предложения акций", - поясняет он.
Елена Сахнова из "ВТБ Капитал" отмечает, что РЖД очень крупная компания и стоит размещать на IPO не более 10-15%.
"Большой пакет сразу тяжело будет разместить", - полагает она.
Правительство, по мнению Сахновой, будет настаивать на том, чтобы размещение РЖД прошло и в России, и в Лондоне.
Игорь Голубев из Номос-банка
РЕАЛИСТИЧНЫЕ СРОКИ
Говоря о возможных сроках приватизации РЖД, аналитики в беседе с агентством "Прайм" отмечают, что наиболее логично размещение в 2015-2016 годах.
"Я думаю, что мы реально говорим о 2016-2017 годах, а может быть даже и 2018 годе", - говорит Сахнова.
Аналитики "ВТБ Капитала" и "Атона" отмечают, что РЖД пока еще в целом не готовы к IPO. В частности, реформа РЖД выполнена только на половину, приватизированы не все "дочки", либерализация локомотивной тяги не начата.
Аналитик "Метрополя" соглашается, что сроки приватизации РЖД в 2015-2016 годах выглядят вполне адекватными.
"К этому времени будет больше ясности в отношении доходов компании, которые сейчас фактически определяются ежегодной индексацией тарифов", - добавляет он.
Аналитик "Номос-банка" вторит коллегам, что размещение в 2012-2013 году является мало реалистичным исходя из ряда причин.
"Структура компании должна претерпеть некоторые изменения плюс сложившаяся конъюнктуры фондовых рынков и довольно смутная перспектива на ближайшее время вряд ли могут позволить монополии озвучить намеченное, а размещение любой ценой вряд ли интересно как для правительства, так и для монополии", - рассуждает Голубев.
При этом он добавляет, что IPO РЖД, как одной из основополагающей в российской экономике компании, должно вызвать весомый интерес у инвесторов.
Надежда Фролова и Наталья Мельникова, ПРАЙМ