Мы рассматриваем сценарий, согласно которому цена на нефть снизится до 60 долл./барр. в ближайшее время и останется в среднем на таком уровне до конца 2013 года (60 долл./барр. соответствует уровню 2009 года). В бюджет-2012 заложена цена на нефть 115 долл./барр., при реализации нашего кризисного сценария по итогам текущего года дефицит федерального бюджета будет равняться 2,4% ВВП, а в следующем году вырастет до 3,9% ВВП.
Стоит отметить, что в настоящий момент нефтегазовые доходы уже формируют более половины доходов федерального бюджета. В тоже время, мы полагаем, что падение ВВП на этот раз будет менее глубоким, чем четыре года назад. Мы прогнозируем сокращение ВВП на 2,7% в 2013 году, тогда как в 2009 году его падение составило 7,8%.
В условиях дефицита резервов основным средством спасения экономики у российского правительства должно стать управление валютным курсом. Если среднегодовая цена на нефть в 2013 году будет равняться 60 долл./барр., то среднегодовой курс рубля может составить 40 руб./долл. Дешевый рубль будет стимулировать реальный сектор, поддерживать доходы бюджета и при этом в меньшей степени, чем раньше, отражаться на инфляции.
Как мы видим, на текущем этапе развития глобального долгового кризиса наименьшие опасения вызывают страны, проводящие независимую денежную политику. Несмотря на то, что долговая нагрузка таких государств, как Япония и США, значительно выше, чем, например, у Испании, именно последняя находится сейчас в фокусе внимания всего мира, поскольку для изменения параметров денежно-кредитной политики ей нужно обращаться к европейским наднациональным структурам. Россия в этом плане обладает гораздо большей гибкостью. Однако помимо ведения независимой денежной политики, Россия (в сравнении не только с США и Японией, но также с Бразилией и Мексикой) остается в числе стран, наименее обремененных государственным долгом, и поэтому у нас есть все основания утверждать, что государственные финансы РФ вызывают сейчас наименьшее количество вопросов, и если не на внешнем, то на внутреннем рынке государственные облигации России вполне могут считаться "тихой гаванью".
Вместе с тем бюджет РФ рассчитан, исходя из высокой цены на нефть, притом что объем резервов России сократился по сравнению с 2008 годом как в абсолютном, так и в относительном выражении. Это означает, что в случае новой кризисной волны у правительства не будет возможности поддерживать компании, банки и муниципалитеты в той степени, в какой это осуществлялось в 2008-2009 гг. Соответственно, повышается значимость собственной кредитоспособности различных секторов экономики, в особенности наиболее нагруженных долгом заемщиков. Российские компании фактически не имели возможности привлекать акционерное финансирование в 2009-2012 гг., поэтому их долговая нагрузка не снизилась с момента коллапса Lehman Brothers. Более того, многие компании продолжали накапливать долг в расчете на постепенное восстановление рынков. Понятно, что если мир окажется во власти нового кризиса, эти финансовые модели будут далеки от реальности.
.
Впрочем, не все так плохо. Несмотря на то, что российским компаниям не удалось сократить долг, его структура стала выглядеть лучше. С 2008 года доля короткого долга в портфелях негосударственных заемщиков заметно снизилась, сократился и относительный объем валютного долга, который был замещен рублевыми ресурсами. В финансовом секторе зависимость от оптового фондирования существенно снизилась, а наблюдающийся в настоящий момент недостаток ликвидности в банковской системе можно назвать "добровольным", поскольку он является следствием относительно быстрого роста портфелей в 2011-2012 гг., особенно в сфере розничного кредитования. Очень важно, что на страже стабильности банковского сектора всегда стоит Центробанк, обладающий третьими по размеру в мире золотовалютными резервами. В условиях умеренной инфляции ЦБ имеет возможность предложить банкам дополнительные объемы финансовой помощи, хотя, конечно, нельзя не отметить, что зависимость банковской системы от средств регулятора уже является высокой.
Итак, ЦБ поддержит банки, а Минфин - региональные бюджеты, и только корпоративные заемщики останутся либо без системной помощи, либо ее объем будет существенно меньше. Понятно, что основной удар примут на себя цикличные сектора, тогда как негативный эффект от падения ВВП в нецикличных отраслях, как показывает опыт 2009 года, весьма невелик. Нефтегазовый сектор, который, казалось бы, должен первым пострадать от снижения нефтяных цен, сейчас не вызывает никаких опасений, поскольку за последние три года большинство компаний отрасли сумели значительно сократить долговую нагрузку. Таким образом, основные риски традиционно выпадают на долю добывающего, металлургического и строительного секторов, однако в этом отношении нынешняя ситуация выгодно отличается от 2009 года: сейчас в российской экономике не отмечается перегрева. Как следствие, масштабы падения ВВП, а соответственно и доходов компаний будут, согласно нашему сценарию, относительно небольшими. Кроме того, экспортерам поможет ослабление рубля.
Главный вывод нашего анализа: при падении цены на нефть до 60 долл./барр. у России есть хороший шанс избежать системной экономической катастрофы. Риски негосударственных заемщиков при этом, естественно, возрастут, однако это лишь подчеркивает и без того очевидный тезис о необходимости скрупулезной оценки кредитоспособности каждого участника долгового рынка без учета предоставления ему теоретически возможной помощи со стороны".