Закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика вступает в силу с 1 января 2013 года. Его действие распространяется на все виды пассажирских перевозок, кроме легкового такси. По закону особый статус приобрел метрополитен. Он не обязан страховать свою ответственность в рамках этого закона, но в случае нанесения вреда пассажиру метрополитен обязан выплатить ему компенсацию в тех же размерах, что и при страховании ответственности других перевозчиков.
По закону страхования, выплата за причинение вреда жизни пассажира составляет 2,025 миллиона рублей, здоровью пассажира - 2 миллиона рублей, имуществу пассажира - 23 тысячи рублей. Если перевозчик застрахован в рамках международных соглашений, и лимиты по договору превышают обязательную страховку, то он может не заключать договор обязательного страхования.
В настоящее время правительством утвержден план-график подготовки нормативных документов, необходимых для запуска обязательного страхования. В него вошли семь документов.
"Целью проекта постановления является определение возможных размеров страховых премий при заключении договоров обязательного страхования… перевозчика", - говорится в документе.
Страховой тариф по каждому из рисков определяется в расчете на одного пассажира в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющих на степень риска факторов, в том числе от обеспечиваемого перевозчиком уровня безопасности перевозок и технического состояния транспортных средств перевозчика, говорится в пояснительной записке к документу.
ГОЛЫЕ ЦИФРЫ
Минфин РФ разработал два уровня тарифов – без учета возможного изменения объема ответственности страховщика (то есть на стандартных определенных законом условиях) и с учетом изменения объема ответственности (при наличии в договоре оснований освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения и франшизы).
Самым "дорогим" при заключении договора на стандартных условиях оказался морской транспорт. Для него установлены самые высокие тарифы. При этом премия на одного пассажира определена в размере 22,48-45,25 рубля. За ним следует воздушный транспорт - 9,87-19,87 рубля, междугородние и международные автобусные перевозки - 9,14-18,40 рубля. Премия на пассажира по внутреннему водному транспорту определена на уровне 8,66-17,42 рубля; по пригородным автобусным перевозкам – 1,34-2,70 рубля; в рамках перевозок поездами дальнего следования – 1,05-2,11 рубля.
В остальных случаях премии на человека были определены из расчета менее одного рубля, и тарифы, соответственно, ниже. Среди них – перевозки городским автобусом – 0,43-0,87 рубля, троллейбусом – 0,33-0,67 рубля, трамваем – 0,15-0,31 рубля, пригородными поездами и внеуличным транспортом – 0,07-0,15 рубля.
При заключении договора страхования не на стандартных условиях тарифы несколько отличаются.
При расчетах Минфин использовал статданные Минтранса, Росстата, МВД, РЖД
ЗАСТРАХОВАННЫЕ ПАССАЖИРЫ
Для оценки количества застрахованных пассажиров Минфин взял среднегодовые показатели количества перевезенных пассажиров по отдельной группе перевозок за 2005-2011 годы.
Из расчетов получилось, что больше всего пассажиров, как предполагается, будет застраховано в рамках автобусных городских перевозок. Количество пассажиров, определяемых перевозчиками при ежегодном страховании на этом виде транспорта равно 11,517 миллиарда человек. Второй по популярности вид общественного транспорта у россиян – троллейбус. Здесь среднегодовое количество пассажиров, а значит застрахованных, – 2,986 миллиарда человек. За ними следуют трамвай – 2,698 миллиарда человек, пригородные автобусы – 2,654 миллиарда, электрички – 1,063 миллиарда, междугородние и международные автобусы – 0,267 миллиарда пассажиров, поезда дальнего следования – 0,128 миллиарда, воздушный транспорт – 49,286 миллиона, внутренний водный транспорт – 18,429 миллиона и морской транспорт – 1,4 миллиона человек.
При этом на одного страховщика, по расчетам Минфина, придется 191,95 миллиона пассажиров городских автобусов, 177,227 миллиона пассажиров электричек, 49,774 и 44,969 миллиона любителей троллейбусов и трамваев соответственно.
ИГРОКИ НА РЫНКЕ
По прогнозам Минфина, работать на этом рынке обязательного страхования будет примерно 60 страховых компаний.
"В качестве оценки числа участников рынка берется количество страховщиков, занимающихся обязательным страхованием гражданской ответственности владельца опасного объекта (схожего по времени введения и правилам допуска с рассматриваем обязательным видом) – 60", - говорится в документе.
Ведомство отмечает, что, учитывая имеющийся практический опыт взаимодействия страховщиков и предприятий автотранспорта, в страховании различных групп перевозок будет участвовать различное количество страховщиков.
Самыми "узкими" с точки зрения количества участников страхового рынка можно считать рынки страхования в области железнодорожных и морских перевозок – предполагается, что договора обязательного страхования этой группы перевозок будут заключать 10% участников рынка - шесть компаний.