В ближайшие месяцы правительство намерено отменить тарифное регулирование в большинстве портов страны – ФСТ уже подготовила соответствующий проект, и сейчас он согласовывается в профильных ведомствах, сообщили агентству "Прайм" в ФСТ.
"Сейчас по поручению правительства РФ подготовлен проект постановления, по которому предлагается исключить перечисленные услуги в портах из перечня регулируемых услуг. В настоящее время указанный проект постановления направлен в Минюст России на заключение", - уточнила пресс-служба ФСТ.
В середине 2010 года ФСТ запустила соответствующий пилотный проект в Большом порту Санкт-Петербург. Тогда в отношении стивидоров, работающих в порту, была отменена система госрегулирования цен, но ФСТ не исключила порт из реестра естественных монополий, продолжив контролировать операторов.
Теперь ФСТ предлагает уйти от прямого ценового регулирования и поменять метод регулирования на режим мониторинга, при этом расширив "выборку" эксперимента и включив в него другие стивидорные компании, работающие в портах Балтики, Черного моря и Дальнего Востока.
В ФСТ уточняют, что такой подход позволяет, с одной стороны, расширить коммерческие возможности каждого регулируемого субъекта, а с другой – гарантировать защиту потребителя, в том числе путем быстрого введения прямого ценового регулирования, если потребуется.
СТИВИДОРЫ БУДУТ В ПЛЮСЕ
По мнению аналитиков, стивидорам уже давно не нужен контроль "извне". Конкуренция достаточно сильна, чтобы не допустить в портах ценовых скачков, но операторы смогут ориентироваться на мировой рынок, считают они.
Дерегулирование тарифов повлияет на взаимоотношения российских и украинских стивидоров, которые работают на черном море и "делят" одних клиентов, считает аналитик ИГ "Атон" Никита Мельников.
"Нововведение повлияет на бизнес в Черном море, где чувствуется конкуренция между российскими и украинскими портами. Сейчас большие грузоперевозчики уходят на Украину, и мы теряем клиентов. После отмены тарифного регулирования наши порты станут более конкурентоспособными. Роста тарифов серьезного не будет", - считает аналитик.
По его мнению, ценовых скачков не стоит ждать и на Дальнем Востоке – "там очень сильная конкуренция, к тому же большинство портов универсальные, поэтому изменится только одно – тарифы будут более гибкие",- добавил Мельников.
Эксперт из ИБ "Открытие капитал" Ирина Ступаченко видит положительную сторону отмены тарифного регулирования в том, что стивидоры смогут экономить время на процедуре согласования тарифов и в большей степени продвигать свои правила игры.
"На мой взгляд, отмена тарифного регулирования выгодна всем стивидорам, поскольку избавляет компании от необходимости проходить длительную процедуру согласования тарифов с ФСТ (скорость проведения которой не в последнюю очередь зависит от фазы политического цикла) и позволяет проводить более гибкую тарифную политику", - говорит Ступаченко.
Грузоотправители не останутся "в минусе", уточняет аналитик, - либерализовать предполагается только тарифы в тех портах, где есть конкуренция стивидоров либо внутри самого порта, либо в рамках морского бассейна.
В свою очередь аналитик Rye, Man & Gor Securities Елена Садовская считает, что после отмены госрегулирования тарифов операторы в небольших портах могут начать вести жесткую рыночную игру.
"Когда колебания цен не регулируются, а конкурентная плотность низкая, возможен и картельный сговор, и жесткий демпинг, и, я полагаю, в небольших портах мы это увидим". – считает аналитик.
При этом Садовская напоминает, что ФСТ рассчитывает на контроль за движением цен в портах, что образует определенный барьер для операторов.
"Схема дерегулирования направлена на то, чтобы облегчить жизнь, прежде всего, операторам, а не клиентам - теперь они могут оперативно менять тарифы вслед за рынком. ФСТ заявила, что будет следить за ценами, поэтому теоретически можно утверждать, что даже в случае низкой конкуренции тарифы могут и, скорее всего, будут достигать верхней границы, но не могут быть оторванными от рынка", - добавляет она.
ЭКСПЕРИМЕНТ УДАЛСЯ
Эксперимент по отмене тарифов в порту Санкт-Петербурга можно назвать удачным с точки зрения бизнеса, сообщили агентству "Прайм" в пресс-службе ОАО "Моской порт Санкт-Петербург" (входит в UCL Port Владимира Лисина).
"С началом эксперимента по дерегулированию тарифов цены на услуги ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" определялись исключительно рыночной конъюнктурой, что позволило предприятию выстроить эффективную тарифную политику. При этом на отдельные категории грузов цены могут снижаться, что обеспечивает привлечение новых грузопотоков, в том числе из портов сопредельных государств", - уточнили в пресс-службе.
Компания также отмечает, что их тарифы соответствуют качеству услуг и спросу на перевалку, поскольку среди стивидоров в порту высокая конкуренция.