АВТОМОБИЛЬ БУДУЩЕГО
О разработке проекта "народного автомобиля" бизнесмен Михаил Прохоров - глава группы "Онэксим", владеющей 49% фирмы "Ё-Авто", заявил еще в начале 2010 года. В конце 2010 года он представил три действующих образца будущего автомобиля, получившего название "ё-мобиль" - хэтчбэк, фургон и кросс-купе. В Санкт-Петербурге было учреждено предприятие по выпуску автомобилей проектной мощностью 90 тысяч "ё-мобилей" в год, из которых 45 тысяч автомобилей в год – первая очередь.
По замыслу разработчиков, машина должна быть гибридной, т.е. иметь как двигатель внутреннего сгорания, так и электромотор. Кузов "ё-мобиля" предполагался пластиковым, что является новой технологией в серийном производстве автомобилей. Стоимость "ё-мобиля" была запланирована на уровне 350-450 тысяч рублей.
АВТОМОБИЛЬ ИЛИ ПИАР-ПРОЕКТ?
Революционность подходов и применяемых технологий, о которых заявляли разработчики, с самого начала вызывали недоумение у автомобильных экспертов, ведь речь шла о доведении до реального применения в серийном автомобиле совершенно нового типа двигателя внутреннего сгорания.
Развитие ситуации с проектом выпуска "ё-мобиля" генеральный директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив назвал закономерным. "Сначала я тепло отзывался о нем, – отметил он. - Несмотря на необычность подхода, оставалась надежда на наличие у разработчиков необходимой технологии. Но близкие к кругу разработчиков "ё-мобиля" эксперты отмечали, что в амбициозном проекте больше пиара, чем технологического прорыва" – ведь "ё-мобиль" тестировал тогдашний премьер Владимир Путин.
Похоже, что принимаясь за внедрение новых технологий, создатели "народного" автомобиля не обладали достаточным опытом в автостроении.
Заместитель редактора журнала "За рулем" Игорь Моржаретто вообще не видит предпосылок для появления "ё-мобиля" на российском рынке. "Нельзя производить то, чего нет. Нам презентовали пластиковый кузов с двигателем, но мы не знаем, что у автомобиля внутри", - сказал он. Сама инициатива Прохорова больше носит характер юношеский мечты, считает эксперт.
ПОДПИСКА ЗАВИСЛА
Представляя журналистам прототипы трех российских гибридных автомобилей с логотипом "ё" в специально оборудованном салоне в Москве, Прохоров обещал, что продажи нового гибрида начнутся во второй половине 2012 года. Глава "Онэксима" не исключал в дальнейшем выхода на зарубежные рынки.
С мая 2011 года на сайте компании "Ё-Авто" начался прием предварительных заказов на автомобили модельного ряда "ё-мобилей". За первые сутки приёма заявок их число превысило 50 тысяч. В настоящий момент число заявок, оставленных на сайте, приблизилось к 200 тысячам. Ввиду того, что заявки ни к чему не обязывали, и денег участники подписки не вносили, о материальных потерях говорить не приходится. По информации агентства "Прайм", никакой информации о судьбе своих заказов потенциальные покупатели пока не получали.
ВИНОВАТА АМЕРИКА?
По словам разработчиков проекта, подвел их американский партнер - поставщик кузовов. Конкретного виновника срыва поставок не называют, "Ё-авто" работало с несколькими заокеанскими компаниями. "В результате на совете директоров было принято решение о новом графике начала производства", - сказал агентству "Прайм" гендиректор "Ё-Авто" Андрей Бирюков. По его словам, ориентировочно запуск производства состоится в конце 2014 года.
Разработчики изменили и график выхода моделей. "В следующем году будет показан ходовой прототип нового автомобиля", - сказал он.
Из-за срыва сроков реализации проекта Бирюков принял решение покинуть пост генерального директора компании. Его место займет главный конструктор "Ё-Авто" Андрей Гинзбург. При этом Бирюков пообещал, что не уйдет из проекта совсем, а останется работать в совете директоров.
Дацкив же утверждает, что отложить производство по причине задержек с поставками допустимо на два-три месяца, но не два года. "За два года можно построить автомобильный завод с нуля или перенести производство и начать сборку", - отметил он". Значит, пока никаких работающих прорывных технологий у разработчиков нет, резюмирует эксперт.
Юлия Катенева, Прайм