Статья

РФ предложила АТЭС выгодную для себя повестку и может развить ее в G20 и G8

Читать на сайте 1prime.ru

Саммит дал лидерам стран АТЭС, на долю которых приходится 54% мирового ВВП, возможность "сверить часы" и обсудить с представителями бизнес-сообщества АТР ситуацию в мировой экономике, которой грозит вторая волна кризиса.

РОССИЙСКАЯ ПОВЕСТКА

Россия в качестве приоритетов своего председательства объявила следующие направления: развитие транспорта и логистики, продовольственная безопасность, либерализация торговли и региональная экономическая интеграция, сотрудничество в инновационной сфере.

По уровню развития транспортной инфраструктуры Россия в настоящее время занимает одно из последних мест среди экономик АТЭС. При этом, как отмечают российские эксперты, географическое положение страны дает ей возможность стать "транспортным мостом" между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой. Однако пока подавляющее большинство грузоперевозок идет по традиционному маршруту, проходящему через Малаккский пролив и Суэцкий канал.

В этой связи одной из ключевых идей, которые на саммите продвигала РФ, было более активное использование возможностей транспортных артерий страны: Транссиба, Байкало-Амурской магистрали, а также Северного морского пути. "Это очень привлекательный маршрут. Использование Транссибирской магистрали, БАМа в полтора-два-три раза будет снижать стоимость и время в пути товаров", - заявил президент России Владимир Путин на встрече лидеров стран АТЭС и членов Делового консультативного совета (ДКС) форума.

По предварительным оценкам, озвученным накануне саммита, выгода от использования российских маршрутов может составить до 2020 года около 670 миллиардов долларов (около 300 миллиардов долларов Россия и другие страны АТЭС сэкономят в двусторонней торговле и около 370 миллиардов долларов - на транзите).

По словам председателя ДКС (ДКС является ключевым рабочим органом АТЭС, через который осуществляется взаимодействие с деловыми кругами экономик региона), главы совета директоров группы "Сумма" Зиявудина Магомедова, каждый процент торговли между Европой и Азией, проходящий через российскую территорию, будет приносить в экономику около 1 миллиарда долларов.

Реализация транзитного потенциала российских транспортных артерий позволит активизировать приток инвестиций в развитие транспортной и логистической инфраструктуры, а это в свою очередь, будет содействовать созданию новых рабочих мест, повышению транспортной связанности Европейского центра страны, Сибири и Дальнего Востока.

Однако, как отмечают эксперты, для превращения Транссиба и Севморпути в оживленные азиатско-европейские транзитные пути требуется значительное упрощение таможенных процедур, а также внедрение новых технологий для повышения эффективности транспортной инфраструктуры. В частности, по данным Всемирного банка, в настоящее время средняя скорость обработки каждого импортируемого грузового контейнера в российских портах составляет двое суток, а для экспортируемого - трое, тогда как у стран-лидеров по этому показателю, например, Сингапура, на это уходят только сутки.

Одной из мер, которые российский бизнес продвигает в АТЭС для повышения эффективности транспортной инфраструктуры, является внедрение единого стандарта радиоидентификации грузов (RFID), что позволит перевести таможенные службы полностью на электронный документооборот и ускорить обработку грузов на таможне, в портах и на сортировочных станциях. Предполагается, что внедрение автоматической идентификации контейнеров позволяет в 4-6 раз увеличить скорость обработки в портах и скорость перегрузки на другие виды транспорта.

ПРИОРИТЕТЫ АТЭС

Помимо формирования надежных транспортно-логистических цепочек, в итоговой декларации саммита в качестве приоритета обозначено обеспечение продовольственной безопасности.

В настоящее время в мире около 925 миллионов недоедающих, из которых почти две трети - около 580 миллионов - живут в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По прогнозам ФАО, к 2050 году население Земли составит 9 миллиардов человек, а спрос на продовольствие увеличится на 70-100% от текущего уровня (в том числе спрос на зерновые с 2,1 миллиарда тонн до 3 миллиардов тонн). При этом рост сельского хозяйства будет замедляться: 1,5% до 2030 года и 0,9% в период 2030-2050 годов против 2,3% с 1961 года.

Как заявил Владимир Путин, Россия к 2020 году планируется в два раза увеличить экспорт зерна. "Россия вносит и будет вносить значительный вклад в стабильные поставки продовольствия на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона... Сейчас наш экспортный потенциал где-то 15, а то и 20 миллионов тонн зерна. По оценкам специалистов к 2020 году наша страна будет ежегодно производить 120-125 миллионов тонн зерна, и это увеличит ее экспортные возможности до 30-35, а то и до 40 миллионов тонн", - сказал Путин, выступая на деловом саммите АТЭС.

Расширению российского эксперта за счет азиатско-тихоокеанского направления должно поспособствовать появление на Дальнем Востоке зернового терминала, о строительстве которого договорились ВЭБ и группа "Сумма", с объемом перевалки до 10 миллионов тонн зерна в год. Подобного терминала в регионе пока нет.

Путин добавил, что Россия не намерена ограничиваться только экспортом продовольствия и заинтересована в стимулировании взаимных инвестиций в сельское хозяйство и реализацию аграрных проектов на основе передовых технологий. Президент отметил, что речь идет, в том числе, о сотрудничестве в области защиты и рационального использования биоресурсов Тихого океана.

В итоговой декларации лидеры стран АТЭС также заявили о готовности воздерживаться до конца 2015 года от введения новых экспортных ограничений, создания новых барьеров для инвестиционной деятельности и торговли, а также взяли на себя обязательства по отказу от протекционизма. Стороны подчеркнули важность международной торговли для восстановления экономики, создания рабочих мест и развития, а также ценность и первостепенное значение многосторонней торговой системы, воплощением которой является ВТО.

Кроме того, лидеры АТЭС договорились продолжать работу по улучшению инвестиционного климата в АТР, "в том числе посредством обмена опытом в области выработки механизмов предотвращения и разрешения споров" и считают необходимым расширить работу в формате государственно-частных партнерств.

В тематических приложениях к декларации, помимо главных тем, отмечается "важность обеспечения инновационного роста, энергетической безопасности, трансграничного сотрудничества в области высшего образования и противодействия коррупции".

На итоговой пресс-конференции президент РФ заявил, что задачи саммита АТЭС полностью выполнены. По словам Путина, Россия во время своего председательства в АТЭС стремилась "обозначить те точки совместного приложения сил, которые способны укрепить ведущую роль экономик АТЭС в глобальном мировом хозяйстве, сформировать дополнительные факторы устойчивого роста".

"Удалось не только сохранить преемственность в деятельности АТЭС, но и обозначить новые горизонты и, что очень важно, дать позитивный сигнал деловым кругам", - сказал Путин.

СЛЕДУЮЩИЕ ФОРУМЫ

Россия в 2012 году впервые председательствовала на саммите АТЭС. Форум проходил на острове Русский во Владивостоке на территории Дальневосточного федерального университета. В 2013 году председателем АТЭС будет Индонезия. В 2014, 2015 и 2016 годах саммиты пройдут в Китае, на Филиппинах и в Перу, соответственно.

АТЭС представляет собой крупнейший мировой форум торгово-экономического сотрудничества. Совокупное население государств-участников организации превышает 2,5 миллиарда человек. Участниками АТЭС являются 21 экономика мира. Помимо России, это Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, Китай, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, США, Сингапур, Тайвань, Таиланд, Филиппины, Чили, республика Корея и Япония.

Россия же в 2013 году будет председательствовать в Группе 20, а в 2014 - в "Большой восьмерке" и БРИКС. Как заявил во время подготовки саммита АТЭС председатель ДКС Магомедов, "столь важные форумы дают уникальную возможность деловым кругам России поставить на мировую повестку дня насущные вопросы, решение которых позволит усилить конкурентоспособность российского бизнеса".

Семен Нехорошкин, РИА Новости

Обсудить
Рекомендуем