ЦИСТЕРНАМ ДА, КАНИСТРАМ - НЕТ
Речь идет о проектах приказов, регулирующих требования к техсредствам для перевозки этилового спирта и оборудовании для учета объема спирта, устанавливаемого на эти техсредства.
По оценке министерства, в случае принятия приказов в нынешней редакции любое количество спирта придется перевозить в автомобильных цистернах вне зависимости от расстояния. В Минэкономразвития считают, что это поставит под удар предприятия, которым нужен малый объем спирта. Объем закупок таких предприятий в 90% случаев варьируется от 5 до 150 декалитров (дал) в год. Как правило, доставка у них осуществляется бочками, канистрами и т.п.
Покупатель, приобретающий 5 дал (50 литров) этилового спирта, будет вынужден заказать для перевозки целую автоцистерну, констатируют в министерстве. Компаниям придется либо закрыться, либо закупать нелегально произведенный спирт, полагают чиновники.
РАР также требует оснащать транспорт для перевозки спирта уровнемерами, чтобы передавать данные в ЕГАИС. Однако они нормально работают лишь в стационарных емкостях, при движении возможны колебания уровня, отмечают в министерстве. Следует обсудить, какими могут быть допустимые погрешности, а с учетом этого – нужны ли уровнемеры вообще.
ПРОДУМАЛИ, НО НЕ ВСЕ
Опрошенные агентством "Прайм" эксперты в целом согласны, что регулирование перевозок спирта нужно, прежде всего, для борьбы с нелегальным производством. По данным директора Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, в 2011 году в России было продано 153 миллиона дал водки и ликероводочной продукции.
"Для такого объема, по моим оценкам, потребовалось бы минимум 60 миллионов дал спирта, но официально было произведено лишь 38 миллионов дал. Из них спирт шел и на медицинские цели, для крепления вина, в пищепром и т.п. Получается, что более 50% спирта берется непонятно откуда", - рассуждает эксперт. С учетом того, что Россия не импортирует этиловый спирт, для обеспечения всех потребностей экономики РФ необходимо минимум 85 миллионов дал спирта в год, из них 45-47 миллионов тонн производится нелегально, делает вывод он.
В этой ситуации РАР предложил свой способ контроля над алкогольным рынком, у Минэкономразвития возникли определенные уточнения. "Но осталось много неясного – если, например, разрешить оборот канистр по 200-300 литров, где гарантия, что таким образом в десяти канистрах не перевезут 2000 литров? Снова неучтенный объем", - сетует Дробиз.
Председатель правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров напомнил, что сейчас Минэкономразвития и РАР ведут консультации по деталям приказов. "Оба ведомства изменят позиции довольно быстро - новые варианты документов появятся в течение ближайших недель", - уверен он. Затем приказы должны пройти регистрацию в Минюсте, а потом на их основе можно действовать. Некоторые подготовительные работы уже ведутся, потому что общий тренд понятен, добавил эксперт.
Специалисты, опрошенные агентством "Прайм", разошлись в оценке того, вступят ли новации в силу 1 января. По мнению Дробиза из ЦИФРРА, это не получится технически, оборудовать машины, как обозначено в приказе, к данному сроку не удастся. "Поэтому все рассосется, меры в очередной раз перенесут, будут править, учитывать мелочи и т.п.", - считает он.
До 1 января еще есть запас времени, успеют и обсудить, и принять, уверен Добров. С такой точкой зрения согласна и директор некоммерческого партнерства содействия развитию парфюмерной отрасли "Парфюмерный клуб" Марианна Пенькова – по ее мнению, особых послаблений не будет. "Более того, сообщат об этом максимально близко к моменту вступления в силу, когда производителям сложно будет что-то менять и закупать", - уверена она
КОГО ПОДСТЕРЕГАЮТ ПРОБЛЕМЫ
Парфюмерную отрасль эксперты считают одной из главных "жертв", если новация будет принята в ее нынешнем виде. Дело в том, что парфюмерам в силу специфики бизнеса не нужен спирт цистернами, как, к примеру, производителям алкоголя. Поэтому их жизнь может осложниться, считает Пенькова.
По ее словам, сейчас производители, разливающие готовую продукцию, не имеют возможности доставлять спирт. "Обычно этим занимаются перевозчики, многие из которых не готовы подавать на лицензию, поскольку считают работу по новым условиям нерентабельной", - рассказала директор некоммерческого партнерства содействия развитию парфюмерной отрасли "Парфюмерный клуб".
Пока отрасль работает в обычном графике и ждут, во что выльются законодательные новации. "Никто не закупает никаких измерителей, живут сегодняшним днем – пока работаем, если что – закроемся", - рассказала эксперт о настроениях бизнеса.
По данным Пеньковой, в России почти нет удовлетворяющих новым требованиям машин, поэтому поначалу отрасль встанет. "Затем, скорее всего, появится монополист, обладающий нужным транспортом и диктующий цены. В результате неизбежно подорожание готовой продукции и перебои с поставками, поскольку заводы будут стремиться копить заказы, дабы оправдать покупку цистерны спирта", - резюмирует она.
Проблемы могут быть не только у парфюмеров, но и у пищевиков и фармацевтов, констатирует Дробиз из ЦИФФРА. "Если никаких изменений не будет, новация, возможно, приведет к укрупнению рынка - предприятия, заказывающие по 200 дал спирта в год, сольются в одно, заказывающее 2000 дал", - предположил он. Это не пойдет рынку на пользу, кроме того, любая глобализация приводит к потере рабочих мест. Однако такой сценарий маловероятен, добавил эксперт.
Добров из Союза производителей алкогольной продукции не стал говорить о возможных сложностях у производителей алкоголя – сначала надо дождаться изменений, которые ведомства внесут в тексты приказов, считает он.
Наталья Карнова, Прайм