«Все это - только начало приватизационной программы», – не скрывает радости уже давно работающий в России французский бизнесмен. В целом речь идет о четвертом этапе процесса, который был начат в 1992 году, то есть - год спустя после распада СССР. К концу года государство может сбыть от 10% до 55% принадлежащих ему долей в примерно десяти российских предприятиях на общую сумму в 7,5 миллиарда евро. К 2016 году на рынке могут оказаться и акции жемчужин энергетического сектора, в том числе - и мирового лидера добычи черного золота «Роснефти».
Со времени официального вступления России во Всемирную торговую организацию прошло уже две недели, и работающие в России европейские компании довольно потирают руки. Атмосфера в деловом сообществе резко контрастирует с застоем в политической жизни. «Пока в Европе свирепствует кризис, нам в России очень хорошо, благодаря Путину», – подчеркивает глава представительства Alstom Филипп Пегорье (Philippe Pegorier). И это - даже несмотря на серьезное сокращение инвестиций в развитие железных дорог.
НЕОБХОДИМОСТЬ СТРУКТУРНЫХ РЕФОРМ
Хотя рост экономики страны и пошел на спад, в Европе ему все равно могут лишь позавидовать: 3,9% на 2013 год по прогнозу МВФ (4% - на этот год). Этот рост отчасти обеспечивается внутренним потреблением, которое позволяет стране компенсировать упадок в европейской экономике. Показатель отношения кредитов к ВВП, по которому Россия традиционно сильно уступает Европе, резко идет в гору (сейчас он составляет 40%), что свидетельствует о динамизме в банковской сфере. МВФ, в свою очередь, говорит преимущественно о положительных перспективах для российской экономики, однако указывает и на ее слабости, и в первую очередь - на чрезмерную зависимость от цен на сырье, от которой правительство страны по-настоящему так никогда и не пыталось избавиться. «Приватизации представляют собой двигатель экономического роста, однако самих по себе их недостаточно, если они не сопровождаются структурными реформами», – подчеркивает представитель МВФ в Москве Одд Пер Брекк (Odd Per Brekk). Все это - старая песня, которая все больше начинает походить на глас вопиющего в пустыне…
Пьер Ариль (Pierre Avril)
Материал предоставлен Иносми.ру.