Статья

Уничтожит ли себя Apple?

Читать на сайте 1prime.ru

Сегодня ситуация в компании Apple - неплохая. В прошлом месяце она выиграла крупное судебное дело, получив от Samsung 1 миллиард долларов в качестве компенсации за убытки из-за нарушений различных патентов. Неплохо продается iPhone 5. А сегодня компания отправляется в федеральный суд, где будет добиваться реального запрета на импорт и продажу "контрабандных" телефонов Samsung.

Между тем, у Samsung, Google (которая производит программное обеспечение для телефонов Samsung) и 400 миллионов владельцев устройств с Android - перспективы более мрачные. Но если опыт истории о чем-то говорит, то такое впечатление может оказаться обманчивым. Принятая Apple стратегия чревата многочисленными рисками и опасностями.

Между тем, у Samsung, Google (которая производит программное обеспечение для телефонов Samsung) и 400 миллионов владельцев устройств с Android - перспективы более мрачные. Но если опыт истории о чем-то говорит, то такое впечатление может оказаться обманчивым. Принятая Apple стратегия чревата многочисленными рисками и опасностями.

iPhone компании Apple, который порой кажется вездесущим, на самом деле уже пять лет теряет свои позиции, уступая долю рынка Android. И вопреки многочисленным сообщениям, судебные победы по патентам вряд ли сами по себе изменят наметившуюся тенденцию.

"В долгосрочной перспективе победы Apple вряд ли будут иметь какое-то значение", - говорит специалист по патентному праву с юридического факультета Колумбийского университета Гарольд Эдгар (Harold Edgar). Google заявляет, что уже обошел стороной патенты Apple на промышленные образцы. Представитель компании четко дал мне понять, что в ответ на принятое решение Google не станет "останавливать прессы". Компании Microsoft, чья программа Windows Phone 8 также устанавливается на некоторых телефонах Samsung, "не придется ничего менять по-крупному", сказал Горацио Гутьерес (Horatio Gutierrez), возглавляющий дочернюю компанию Microsoft Worldwide Intellectual Property. По его словам, эти патенты на промышленные образцы знамениты тем, что их легко можно обойти".

Однако в этой грандиозной патентной кампании Apple есть свои опасности на перспективу, причем как для самой фирмы, так и в целом для отрасли. С 1970-х годов победы и поражения в сфере информационных технологий в общем, пусть и не всегда, зависели от меры достоинств и таланта. Все свои величайшие победы, от Macintosh до iPhone, Apple одержала благодаря созданию великолепной продукции.

Но обращение компании к патентному праву - это совершенно иной способ ведения бизнеса. Это призыв к федеральному правительству защитить фирму от конкуренции. Он может оказаться эффективным, однако обращение за помощью к государству может превратиться в пагубную привычку, вызывающую зависимость. А в долгосрочной перспективе это - весьма нездоровая практика.

Патенты Apple, которые вроде бы влияют на то, как конкуренты делают свою продукцию, могут привести к тому, что компании придется вносить больше изменений в собственные продукты. Дело в том, что патенты создают стимул изобретать такие вещи, которые надежно защищены испытанным "патентным щитом". Как отмечает Эдгар, при наличии патентной защиты "инновации, необходимые для превращения новой продукции в желанный товар, будут увеличиваться в геометрической прогрессии". Видимо, это одна из причин, по которой iPhone 5 выглядит и работает почти так же, как и его предшественники.

Но более серьезные последствия возникнут в отдаленной перспективе. История свидетельствует о том, что полагающиеся на государственную защиту технологические фирмы вместо внедрения новшеств имеют тенденцию ослабевать, потому что им не надо бороться за опережение конкурентов. Хороший урок в этом плане преподнесло американское автомобилестроение, которое в 1970-х годах было мировым лидером. Когда эта отрасль начала сдавать позиции своим японским конкурентам, компаниям General Motors, Ford и Chrysler надо было улучшить качество своих машин. А Большая тройка вместо этого начала лоббировать свои интересы, добиваясь введения протекционистских мер против Honda, Datsun и Toyota. Благодаря такой стратегии японцев удалось притормозить, по крайней мере, на какое-то время. Но в конечном итоге протекционизм никак не помог решить проблемы спада.

Нельзя сказать, что Apple ничего не достигла. Эксперты говорят, что компания создала защитный барьер от подделок и точных копий своих телефонов и айпэдов, которые вы можете принять за оригинальный товар. Это можно назвать "защитой Louis Vuitton", которая хороша в борьбе с контрафактом, но не позволяет контролировать весь рынок сумок.

Справедливости ради надо сказать, что Apple вряд ли можно отнести к застойным фирмам. Скорее, она находится на пике, и производит лучшие продукты в своей истории. И тем не менее, у нее рискованная стратегия. Если у индустрии технологий и есть коллективные интересы, то заключаются они в продолжение начавшегося тридцать с лишним лет назад устойчивого роста и инновационного процесса. И кое-что из этого зависит от негласной взаимной договоренности не тратить время и деньги на достижение преимуществ с использованием патентов. Windows одержала верх над Macintosh в 1990-х без патентов, а когда компания Google поднималась на самый верх, она делала это без опоры на закон. А Apple эту договоренность нарушила.

Тим Ву

Материал предоставлен Иносми.ру

Обсудить
Рекомендуем