Статья

Удаленных работников хотят уравнять с офисными

Читать на сайте 1prime.ru

НАЗРЕЛО

В Государственную думу поступил законопроект о дистанционной работе, который вводит в Трудовой кодекс (ТК) РФ указанное понятие.

Согласно поправкам, работодатель будет обязан заключать с дистанционными работниками трудовой договор, как и с теми, кто работает непосредственно в офисе.

О необходимости разработать механизм, обеспечивающий защиту прав удаленных работников, нынешний глава правительства РФ Дмитрий Медведев заявлял еще в бытность президентом – в июле 2011 года. Тогда он отмечал, что нормы Трудового кодекса на лиц, имеющих гибкий график труда и работающих удаленно, не распространяются полностью.

Нынешний Трудовой кодекс определяет лишь понятие "надомного" сотрудника. Надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет, сказано в законе. Однако с развитием технологий появились новые формы трудовых отношений, не подпадающие под эту категорию.

Несовершенство трудового законодательства приводит к тому, что взаимодействие работодателя с такими работниками как веб-дизайнеры, администраторы интернет-сайтов программисты, журналисты, порой происходит на основании исключительно устных договоренностей.

Законопроект, внесенный Минтрудом, предлагает эти отношения урегулировать и установить возможность использования усиленной квалифицированной электронной подписи при составлении в электронном виде трудового договора, а также обмена необходимыми документами для трудоустройства посредством "всемирной паутины".

В этом законопроекте к категории "удаленных" работников относятся бухгалтеры, аудиторы, юристы, переводчики, дизайнеры, программисты, редакторы, и журналисты.

Как отметили в Минтруде, проект закона обсужден в профильном комитете в Госдуме и рекомендован к рассмотрению в первом чтении 16 октября 2012 года.

ВСЕ ДАЛЬШЕ И ДАЛЬШЕ

Дистанционный труд становится все более популярным во всем мире. Согласно исследованию, проведенному компанией Symantec, в последние три года число сотрудников, работающих удаленно, значительно возросло и продолжает расти. Если три года назад 22% работников в мире работали дистанционно, то на сегодняшний день уже 32%. Уже через год 37% малых и средних компаний будут состоять из сотрудников, работающих удаленно, прогнозируют в Symantec.

По оценкам президента рекрутингового портала Superjob.ru Алексея Захарова, точное число удаленных сотрудников российских компаний назвать сложно. "В целом это доля невысока, хотя в отдельных отраслях, в первую очередь связанных с интернетом, эта доля может быть значительной", - сказал он агентству "Прайм". По словам Захарова, в некоторых компаниях их доля может достигать 100%, но в масштабах национальной экономики такого рода работников пока не более 1-2%.

ВЫГОДА ЕСТЬ

Российскому бизнесу выгодно использовать труд удаленных работников, убежден вице-президент "Деловой России" Николай Остарков. По его словам, при наличии современных средств коммуникации существуют целые удаленные офисы.

"Работодатель может основной штатный состав держать в регионе, где средний уровень заработной платы ниже столичного, а центральный аппарат, например, в Москве. Это один из способов улучшить ситуацию на региональном рынке труда", - считает он.

"Раз бизнес таких сотрудников использует, значит там, где они используются, это выгодно", - соглашается Захаров из Superjob.ru.

По данным исследования консалтинговой компании Vanson Bourne, к 2020 году в мировом масштабе размер офисного пространства уменьшится практически на одну пятую часть - сотрудники смогут эффективно работать вне офисов с помощью мобильных устройств. Что касается российских компаний, то, как ожидается, уже через несколько лет вне офиса будет трудиться около трети всего персонала.

Оптимизация рабочего пространства снижает дополнительные затраты, связанные с персоналом (32%) и недвижимостью (34%), помогает привлекать (27%) и удерживать (23%) высококвалифицированные кадры.

Для самих служащих выгоды заключаются в повышении их мобильности (32%), улучшении показателей производительности труда (34%), сокращении времени на переезды (55%), улучшении соотношения работы и личной жизни (20%). Это также помогает им уделять больше времени клиентам (41%).

Юлия Катенева, Прайм

Обсудить
Рекомендуем