Статья

Мегарегулятор на базе ЦБ: страховщики о трудностях возможной реформы

Читать на сайте 1prime.ru

В настоящее время активно обсуждается вопрос создания финансового мегарегулятора. В качестве наиболее вероятного сценария рассматривается вариант формирования мегарегулятора на базе Центрального банка с передачей ему функций Федеральной службы по финансовому рынку (ФСФР). При принятии политического решения мегарегулятор может появиться до конца 2013 года.

Между тем более чем за двадцатилетнюю историю развития российского страхового рынка система надзора за страховщиками претерпевала неоднократные изменения. Так, на заре рынка надзорным органом являлся Минфин, в 1992 году была создана отдельная служба – Росстрахнадзор. В 1996 году она была упразднена, а ее функции были переданы Минфину, в котором был сформирован департамент страхового надзора. В 2004 году Росстрахнадзор был возрожден и проработал до 2011 года, когда служба была присоединена к ФСФР.

"Я с пониманием отношусь к созданию мегарегулятора на базе ЦБ. Безусловно, этот шаг устранит часть тактических и стратегических проблем регулирования. В частности, под эгидой единого регулятора будут объединены функции надзора и разработки методологии", - отмечает генеральный директор СК "Согласие" Эльнур Сулейманов.

"Центральный банк – один из самых успешных банковских регуляторов, который глубоко проработал вопросы мотивированного суждения, ежедневного контроля за банками. Столь же эффективную систему контроля Центробанку под силу выстроить и в страховой отрасли", - считает генеральный директор "АльфаСтрахования" Владимир Скворцов. Эту же точку зрения разделяет и замгендиректора "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов, отмечая, что это является одним из плюсов создания мегарегулятора на базе ЦБ.

Однако, по мнению Иванова, невозможно механически поставить знак равенства между двумя финансовыми институтами – банком и страховой компанией, поэтому поспешное присоединение ФСФР к ЦБ может обернуться и минусом.

Объединение служб, осуществляющих страховой и банковский надзор, будет означать для страховщиков существенное ужесточение правил предоставления отчетности о финансовом состоянии, принятых обязательствах, структуре страхового портфеля, активов и резервов. Для страховых организаций может быть установлен ежемесячный порядок предоставления отчетности вместо существующего ежеквартального, отмечает руководитель проекта департамента стратегического развития бизнеса СК "Альянс" Юлия Чивайте.

По ее мнению, ежемесячный мониторинг финансового состояния операторов страхового рынка позволит регулятору на ранних стадиях выявлять компании, испытывающие финансовые затруднения, и принимать соответствующие меры по защите интересов клиентов этих страховщиков. Таким образом, вероятность внезапного ухода компаний с рынка без выполнения принятых обязательств существенно снизится, отмечает Чивайте.

К вопросу регулярности контроля необходимо будет подойти с учетом особенностей страхового рынка, считает Скворцов. "Та система, которая существует на рынке сейчас, никого не устраивает, но и быстрый переход к ежедневному контролю, как в банковской сфере, также невозможен", - говорит он.

Сулейманов обращает внимание на сложности переходного периода в случае очередной реформы органа надзора за страховым рынком. "Ежегодное реформирование главного надзорного органа такой специфичной и сложной отрасли, как страхование, крайне затрудняет эффективное взаимодействие государства со страховым рынком. В ходе реорганизации регулятора, скорее, следует ожидать не ужесточения, а временного ослабления контроля. Поэтому решение таких насущных задач, как повышение надежности страховщиков и введение актуарного аудита, будет отложено как минимум на год", - считает он.

"В тонкостях регулирования страхования Центральный банк в настоящий момент до конца не разбирается. Перед тем, как перейти к новому регулятору, необходимо взвесить все риски "перехода", четко прописать все функции, порядок их осуществления", - заключает Скворцов.

Екатерина Потапова, Прайм

Обсудить
Рекомендуем