В ее работе принимают участие представители органов власти, руководители и специалисты железных дорог России, проектных и отраслевых научно-исследовательских институтов, ученые и преподаватели транспортных вузов России, стран СНГ и других государств, а также сотрудники компаний-разработчиков технических средств и технологий для железнодорожного транспорта.
Открывая конференцию, первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов отметил, что на всех этапах реформирования железнодорожного транспорта в России обеспечение безопасного перевозочного процесса было и остается одной из важнейших задач ОАО «РЖД».
На реализацию Программы повышения безопасности движения в 2011 году компанией направлено более 3,3 млрд рублей, а с начала деятельности акционерного общества (1 октября 2003 года) — более 36 млрд рублей.
Только в 2012 году компанией выплачено вознаграждение за обеспечение безопасности движения более 117 тыс. работникам ведущих должностей и профессий на сумму более 2,8 млрд рублей. 114 работников, непосредственно обеспечивающих перевозочный процесс, награждены знаком «За безопасность движения».
По словам Вадима Морозова, одной из наиболее тяжелых проблем остается низкое качество литых деталей тележек грузовых вагонов. В текущем году произошло уже 19 случаев излома, которые привели к сходам подвижного состава (из них 3 классифицированы как крушения).
На основании исследований и экспертных заключений научных организаций получен вывод, что главными причинами всех изломов боковых рам тележек и образования усталостных трещин нарушения заводами-изготовителями режимов разливки стали, термообработки, низкая результативность средств неразрушающего и производственного контроля.
В этой связи при поддержке Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) постоянно проводится работа по недопущению нахождения на инфраструктуре ОАО «РЖД» литых деталей тележек, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации в области безопасности движения поездов. В частности, выводятся из эксплуатации наиболее опасные грузовые вагоны и проводится внеочередная проверка дефектоскопами боковых рам.
За 2011 год по предписаниям Ространснадзора были отозваны из эксплуатации более 400 дефектных боковых рам. В текущем году осмотрщиками вагонов при техническом обслуживании поездов выявлена 8791 дефектная боковая рама. Все эти случаи были подтверждены средствами дефектоскопии, что в 2,2 раза больше уровня прошлого года (3911 единиц)
ОАО «РЖД» усилило работу с заводскими инспекторами-приемщиками по контролю выпускаемой продукции. В 2011 году при приемочном контроле инспекторами-приемщиками компании отклонено 8% предъявленных ОТК литых деталей тележек, что в 2 раза больше, чем в 2010 году.
Однако в сложившейся ситуации действий только ОАО «РЖД» недостаточно. В целях недопущения выпуска недоброкачественной продукции компания неоднократно информировала отечественные и зарубежные вагоностроительные заводы о низком качестве выпускаемых вагонов. Кроме того, вносились предложения об ужесточении ответственности и контроля над соблюдением технологии работы, о модернизации литейного производства, внедрении системы гарантийного обслуживания и своевременного изъятия из эксплуатации брака, а также страховании рисков при возникновении нарушений безопасности движения. Однако серьезные меры производителями и владельцами подвижного состава не предпринимаются.
Напомним, 17 октября Совет по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества принял Единый план совместных действий по контролю за качеством технической продукции, используемой на пространстве колеи 1520 мм.
С предложением разработать и утвердить данный документ ОАО «РЖД» обратилось к руководителям всех железнодорожных администраций, входящих в Совет. План предусматривает совершенствование основных норм безопасности и принципов гарантированной ответственности владельцев инфраструктуры, изготовителей и поставщиков продукции, собственников подвижного состава. Документ должен стать руководством при разработке соответствующих нормативно-правовых актов как национального, так и международного уровня.