РОССИЙСКАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ
Авиакосмический салон Airshow China 2012 проходит в городе Чжухай (КНР) с 13 по 18 ноября. Его экспозиция была развернута в трех павильонах площадью 50 тысяч квадратных метров и на статической стоянке в 410 тысяч квадратных метров. В салоне приняли участие более 350 компаний из 35 стран.
Самую масштабную экспозицию представил Китай - 169 фирм. Широко были представлены и традиционные участники выставки: 42 компании из США, 35 - из России, еще 23 - из Франции, и так далее.
Линейка вертолетов российской экспозиции была представлена боевой разведывательной моделью Ка-52, легкой многоцелевой - Ка-226Т, единственной в своем роде транспортно-боевой машиной Ми-35М, военным транспортником Ми-171Ш, а также самым грузоподъемным в мире вертолетом Ми-26Т.
На стенде Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) присутствовали модели самолетов Су-35, Су-32, Як-130, SSJ 100, MC-21 и Бе-200.
На статической стоянке посетители авиасалона впервые смогли ознакомиться с региональным лайнером SSJ 100 в ливрее авиакомпании "Якутия" - единственным натурным экспонатом российской экспозиции, для которого выставка стала дебютом в Китае.
Глава ОАК Михаил Погосян заявил, что Россия намерена показать на следующей выставке через два года новый боевой самолет Су-35, причем компания намерена привезти в Китай натурный образец, который будет летать.
ВОСТОЧНЫЙ ХИТ
Безусловным хитом российской экспозиции на Airshow China 2012 стал учебно-боевой самолет Як-130, хотя натурный образец машины представлен не был. Заинтересованность в приобретении "Яков" высказали Бангладеш, Вьетнам, Малайзия и Филиппины.
По данным российской делегации на авиасалоне, официальное предложение по Як-130 пока поступило только от Филиппин. "Им наши машины понравились, Россия будет участвовать в объявленном Филиппинами тендере на учебно-боевые самолеты", - заявил РИА Новости представитель делегации РФ.
Он добавил, что в тендере также примет участие Южная Корея. "Рассчитываем, что наше предложение будет выгоднее", - отметил собеседник агентства.
Начальник департамента ВВС "Рособоронэкспорта" Сергей Корнев сообщил журналистам, что в ближайшее время Бангладеш может получить российский кредит на покупку 12 самолетов Як-130 и 12 истребителей Су-27. "Насколько мне известно, получение кредита одобрено, в его рамках Бангладеш сможет выбрать количество и комплектацию самолетов. Переговоры продолжаются, но пока никакие документы не подписаны", - уточнил он.
По словам Корнева, возможностью приобретения Як-130 интересовался главком бангладешских ВВС, посетивший российский стенд на Airshow China 2012.
Делегация РФ также высоко оценила шансы на покупку Як-130 Малайзией и Вьетнамом. "Малайзия - один из ведущих покупателей российских военных самолетов за рубежом, наша техника проверена там годами, поэтому шансы на приобретение партии Як-130 достаточно высоки", - уверен представитель делегации.
Он напомнил, что и Вьетнам традиционно ориентирован на приобретение российского оружия, сейчас действуют такие крупные контракты, как строительство шести подлодок проекта 06361 и поставка 12 истребителей Су-30МК2. "Учебно-боевые самолеты Вьетнаму сейчас очень нужны, поэтому вполне можно рассчитывать на успех", - считает собеседник агентства.
Як-130, разработанный в "ОКБ имени Яковлева", ранее был выбран базовым самолетом для подготовки пилотов ВВС РФ - он позволяет обучать и повышать квалификацию летчиков российских и зарубежных боевых самолетов поколений "4+" и "5". Самолеты поступают в ВВС с февраля 2010 года, государственная программа вооружений на 2011-2020 годы предусматривает закупку 65 таких машин.
В прошлом году корпорация "Иркут" приступила к экспортным поставкам Як-130. Емкость рынка этих самолетов в среднесрочной перспективе оценивается в 250 штук.
ЕДИНСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ
Китай уже дал понять, что сделал ставку на собственный учебно-боевой самолет и не намерен покупать российский Як-130. "Китай с большим интересом приглядывался к новой российской разработке,... но надо честно признать, что у нашей машины недостаточно перспектив на китайском рынке", - заявил журналистам Корнев.
Он отметил, что Китай планирует сделать ставку на сверхзвук, хотя не обладает необходимыми для этого собственными мощными двигателями.
Пока же Россия рассчитывать продать КНР самолеты Ил-78 и Бе-200. По словам Корнева, китайское министерство лесного хозяйства проявило интерес к гражданской версии самолета-амфибии Бе-200. Что касается модернизированного военно-транспортного Ил-78МК, то его предложат Китаю после завершения испытаний этой машины, отметил Корнев.
"Мы будем его продвигать. На этом самолете установлены новые двигатели, новые крылья, у этой машины хорошие экспортные перспективы, в том числе и на рынке Китая", - сказал он.
Начальник департамента ВВС "Рособоронэкспорта" напомнил, что ранее КНР и Россия заключили соглашение на поставку в Китай десяти самолетов Ил-76, из которых семь проходят капремонт в РФ и вскоре будут переданы заказчику.
В целом салон не принес России ощутимых дивидендов. Единственной договоренностью, заключенной РФ в рамках Airshow China 2012, стал контракт об организации капремонта авиационных двигателей в Китае. Соответствующий пакет соглашений петербургское ОАО "Климов" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию) подписало в Чжухае с китайской компанией "Тянли" (China Tanly Aviation). Соглашения касаются организации на территории Китая лицензионного капремонта ранее поставленных в эту страну авиационных двигателей разработки ОАО "Климов", в том числе ТВ3-117, ВК-2500. Сумма контракта не оглашается.
КОНЕЦ КИТАЙСКОГО КОНТРАФАКТА
Ложкой дегтя в бочке меда в российско-китайских отношениях стали выявленные за последнее время многочисленные факты "недобросовестной конкуренции", а, попросту говоря, контрафакт стрелкового оружия и бронетранспортеров.
Как заявлял в апреле в рамках оружейной выставки DSA-2012 в Малайзии замгендиректора "Рооборонэкспорта" Николай Димидюк, есть страны, которые живут за счет продажи контрафактной продукции - у китайцев меньше ее не стало.
Димидюк отмечал, что некоторые страны при продаже контрафакта меняют методы и тактику - например, продавцы уже не демонстрируют образцы вооружений открыто, а приглашают конкретного потенциального покупателя на закрытые переговоры.
На выставке в Малайзии проблема контрафакта стояла остро: российские специалисты отмечали, что ряд стран Восточной Европы до сих пор выпускают продукцию под собственными брендами, несмотря на то, что права на интеллектуальную собственность на нее принадлежат России как правопреемнице СССР.
Как заявил в рамках Airshow China 2012 Сергей Корнев, Россия надеется на подписание соглашения с Китаем об урегулировании вопросов, связанных с нелицензионным производством российской авиатехники. Он предположил, что это произойдет на заседании российско-китайской межправительственной комиссии, которое планируется провести 21 ноября в Пекине. Все необходимые для этого документы подготовлены.
"В основном это касается самолета Су-27 как базовой машины", - пояснил Корнев. По его данным, в работе комиссии примет участие министр обороны РФ Сергей Шойгу.
ВЫСТУПЛЕНИЕ "РУССКИХ ВИТЯЗЕЙ"
В небе над Чжухаем на протяжении четырех дней выступала знаменитая российская пилотажная группа "Русские витязи". На истребителях Су-27 российские асы отрабатывали сложнейшую программу под восторженные крики и овации китайских зрителей.
Предыдущий визит "Витязей" на британский авиасалон в Фарнборо сорвался из-за несоблюдения необходимых бюрократических процедур.
После самого начала показательных полетов российских экипажей практически все зрители и эксперты, находившиеся в это время в павильонах международной выставки, выбежали на улицу, чтобы посмотреть за полетами российских самолетов. Главком ВВС РФ генерал-лейтенант Виктор Бондарев оценил выступление "Русских витязей" на "отлично".
Без небольших ЧП на выставке не обошлось: сломался один из пяти истребителей Су-27 пилотажной группы "Русские витязи". Поломку одной из систем выявили после очередной посадки, и в четверг в заявленное время в воздух поднялись лишь четыре Су-27. По плану "Русские витязи" должны закрыть воздушную часть Airshow China 2012.
Главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев, говоря о планах по развитию пилотажных групп в России, заявил РИА Новости, что "решения о создании новой пилотажной группы на самолетах Як-130 пока нет, но она обязательно появится". "Это будет абсолютно новая пилотажная группа на новейших самолетах Як-130", - добавил Бондарев. Отвечая на вопрос, будут ли меняться планы закупок авиационной техники, главком ответил, что "планы по закупкам техники для ВВС России меняться не будут".
РИА Новости