Интервью

ФАС сравнит цены на авиабилеты в России и за рубежом

Читать на сайте 1prime.ru

"Мы сейчас завершаем работу по мониторингу цен на рынке авиаперевозок. Наша задача – сделать серию сопоставимых маршрутов на разные дальности, к примеру, 500 км, 1000 км, 3000 км и более протяженные", - сказал он. По словам Голомолзина, речь идет пока об анализе цен на маршрутах регулярного сообщения. Хотя он не исключил, что впоследствии мониторинг охватит и чартерные перевозки.

"Для нас это является информационной базой для применения возможных мер антимонопольного воздействия", - подчеркнул он.

ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ

По словамГоломолзина, мониторинг будет максимально широким. ФАС намерена сравнивать маршруты, сопоставимые по условиям перевозки, и внутри России, и между странами СНГ, а также маршруты из СНГ в третьи страны и даже маршруты в третьих странах, выполняемые российскими авиакомпаниями.

По результатам этой работы будет легко выявить случаи несправедливого завышения цен на авиабилеты в нашей стране, отметил замглавы ФАС.

"Мы считаем, что не могут цены в России существенным образом отличаться от цен, которые авиакомпании применяют в других странах", - подчеркнул он.

Информационная база, составленная по результатам мониторинга, добавил он, будет опубликована на сайте ФАС для всеобщего сведения. Пассажиры с ее помощью смогут сделать выбор в пользу той или иной авиакомпании, рассчитывает Голомолзин, а авиакомпании получат ориентиры по их тарифной политике.

СИСТЕМА ПРОДАЖ

Впрочем, сами по себе цены на авиабилеты – далеко не единственная проблема в сфере авиаперевозок, привлекающая внимание ФАС, продолжил Голомолзин.

Антимонопольный орган в целом не устраивает принятая в нашей стране система продаж авиабилетов, которая, по словам замглавы ведомства, похожа на "черный ящик".

"Часто бывает, что бизнес-класс свободен, но при этом цена неприемлемо высока. Казалось бы, система управления продаж должна реагировать на такую ситуацию снижением цены, но компании этого не делают", - заметил он.

Голомолзиннапомнил, что в существующей системе билеты, продающиеся заранее, дешевле тех, что приобретаются ближе к дате вылета.

"Но при этом, скажем, нет такого механизма, как по горящей путевке, чтобы в последний день при незагруженном самолете снижались цены на билет", - отметил он.

Все эти вопросы, добавил Голомолзин, станут предметом обсуждения на заседаниях экспертного совета при ФАС, чтобы найти подходы к реформированию существующего порядка.

"Мы полагаем, что это экономически неэффективно и необоснованно, но авиакомпании говорят, что это общеиспользуемая в мире система управления продажами", - сказал он.

РАССАДКА ПО МЕСТАМ

Еще один вопрос, интересующий российских антимонопольщиков – непрозрачная система информирования пассажиров об услугах, которые они приобретают, купив авиабилет.

"Пассажиры в билете видят соответствующие шифры латинскими буквами, но не понимают, что за этим стоит", - пояснил он.

Например, по словам Голомолзина, только по экономическому классу могут применяться 13 различных категорий обслуживания и бронирования, а также 17 различных категорий тарифов. В этом контексте, отметил он, есть очень большие сомнения, что пассажиры понимают, какую услугу они приобретают, в какой мере эта услуга соответствует стоимости.

"Кроме того, приобретая билет, пассажир не понимает, куда он попадет - в конец салона, в начало салона, около прохода или у окна, какое получит питание", - сказал замглавы ФАС.

Ценность подобных различий, по его словам, может восприниматься пассажирами по-разному, поэтому может быть введена дифференциация на услуги в одном и том же классе. Однако при этом, подчеркнул он, пассажир должен быть обо всем заблаговременно проинформирован.

Сейчас, по словам Голомолзина, информация предоставляется перевозчиками скупо. Детализация даже на интернет-сайтах дается усеченно либо на английском языке.

"Необходимо сделать эту систему взаимоотношений между пассажирами и авиакомпаниями абсолютно понятной и прозрачной", - убежденГоломолзин.

ФАС полагает, продолжил он, что многие из этих вопросов урегулированы международными документами, правилами. Проблема лишь в том, что они в явном виде не применяются российскими авиакомпаниями.

ЭФФЕКТ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ

Несмотря на сохраняющиеся проблемы, отметил замглавы ФАС, уже сегодня виден результат даже частичной реализации антимонопольных мер в авиации на пространстве СНГ.

"Объем перевозок пассажиров в СНГ за последние 3 года вырос более, чем в 2 раза. Таких темпов роста авиация в СНГ не знала никогда", - отметил он. По словам Голомолзина, ситуация улучшилась кардинально: в 2010 году прирост составил 23%, в 2011 году – 46%.

"Мы ожидаем, что в 2012 году рост (перевозок в СНГ – ред.) составит примерно 25%, может, чуть больше", - сказал он.

Основной прирост, подчеркнул Голомолзин, ведомство отмечает между странами, которые имеют наиболее либеральный режим соглашений по авиации, например, между РФ и Украиной.

"Наши страны стали главными двигателями роста авиаперевозок в СНГ. Мы хотим этот опыт развивать и использовать", - сказал он.

Елена Малышева, Прайм

Обсудить
Рекомендуем